Что такое катодная защита трубопроводов и как она действует?

Причины коррозии

Сети трубопроводов систем жизнеобеспечения распространены по всей территории России. С их помощью эффективно транспортируется газ, вода, нефтепродукты и нефть. Не так давно был проложен трубопроводов для транспортировки аммиака. Большинство видов трубопроводов выполнены из металла, а главный их враг – это коррозия, видов которой имеется много.

Причины образования ржавчины на металлических поверхностях основаны на свойствах окружающей среды, как наружной, так и внутренней коррозии трубопроводов. Опасность образования коррозии для внутренних поверхностей основана на:

  1. Взаимодействии с водой.
  2. Наличии в воде щелочей, солей или кислот.

Такие обстоятельства могут сложиться на магистральных водопроводах, системах горячего водоснабжения (ГВС), пара и отопления. Не менее важным фактором является способ прокладки трубопровода: наземный или подземный. Первый проще обслуживать и устранять причины образования ржавчины, по сравнению со вторым.

При способе прокладывания “труба в другую трубу” риск возникновения коррозии находится на невысоком уровне. При непосредственном выполнении монтажа трубопровода на открытом воздухе возможно образование ржавчины от взаимодействия с атмосферой, что тоже приводит к изменению конструкции.

Трубопроводы, расположенные под землей, в том числе пара и горячей воды наиболее уязвимы к коррозии. Возникает вопрос о подверженности к коррозии труб, расположенных на дне водоисточников, но лишь небольшая часть магистралей расположена в этих местах.

Согласно предназначению трубопроводы с риском возникновения коррозии подразделяются на:

  • магистральные;
  • промысловые;
  • для систем отопления и жизнеобеспечения населения;
  • для сточной воды от промышленных предприятий.

Подверженность коррозии магистральных трубопроводных сетей

Коррозия трубопроводов данного типа наиболее хорошо изучена, и их защита от воздействия внешних факторов определена стандартными требованиями. В нормативных документах рассматриваются способы защиты, а не причины, исходя из которых происходит образование ржавчины.

Не менее важно учитывать, что при этом рассматривается только наружная коррозия, которой подвержен внешний участок трубопровода, так как внутри магистрали проходят инертные газы. Не столь опасно в этом случае контактирование металла с атмосферой.

Для защищенности от коррозии по ГОСТ рассматриваются для нескольких участок трубопровода: повышенной и высокой опасности, а также коррозионно-опасных.

Воздействие негативных факторов из атмосферы для участков повышенной опасности или виды коррозии:

  1. От источников постоянного тока возникновение блуждающих токов.
  2. Воздействие микроорганизмов.
  3. Созданное напряжение провоцирует растрескивание металла.
  4. Хранение отходов.
  5. Соленые почвы.
  6. Температура транспортируемого вещества выше 300 °С.
  7. Углекислотная коррозия нефтепровода.

Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии должен знать конструкцию трубопровода и требования СНиП.

Электрохимическая защита

Электрохимическая защита — относится к активным способам защиты от наружной коррозии, которые предусматривают создание такого электрического тока, в котором весь металл трубопровода, несмотря на неоднородность его включений, становится катодом, а анодом является дополнительно размещенный в грунте металл. Существуют два вида активной защиты трубопрово­дов от наружной коррозии — протекторная и катодная.

Протекторная защита трубопроводов

Борьба с коррозией металла – актуальна в нефтегазодобывающей промышленности (из-за коррозионного разрушения днищ резервуаров для отстоя нефти и промысловых трубопроводов) и других областях производственной деятельности, с высокой вероятностью техногенных катастроф. Протекторная защита трубопровода от коррозии основана на прекращении коррозии металлов под воздействием постоянного электрического тока. Протекторная защита применяется одновременно с защитными лакокрасочными покрытиями. Это сочетание позволяет увеличить срок их службы и обеспечивает равномерное распределение тока по поверхности конструкций, что компенсирует дефекты покрытия, которые возникают в процессе эксплуатации.

Катодная защита трубопроводов


Катодная защита — способ защиты сооружений принудительной катодной поляризацией с помощью внешнего источника постоянного тока. Отрицательный полюс внешнего источника тока подключают к защищаемому сооружению, которое исполняет роль катода. Для образования замкнутой по току цепи положительный полюс источника соединяется со вспомогательным электродом — анодом, который находится в той же среде (грунт, вода), что и защищаемый объект. Таким образом, катодная защита заключается в том, что защищаемый объект отрицательно поляризуется и его потенциал сдвигается до величины, при которой значительно или полностью подавляется процесс коррозии металла. Катодная защита является вспомогательным видом защиты, поэтому катодная защита используется совместно с изоляционными покрытиями, нанесенными на наружную поверхность защищаемого сооружения. В ином случае катодная поляризация неизолированного трубопровода до величины минимального защитного потенциала требовала бы значительных защитных токов.

Электрохимическая защита трубопроводов

ООО «ГКНТ» осуществляет комплексный подход при выполнении работ по электрохимической защите трубопроводов:

  • Осуществление контроля за коррозионным состоянием подземных металлических конструкций и сооружений
  • Монтаж и эксплуатация установок для электрохимической защиты
  • Проведение строительно-монтажных работ по организации электрохимической защиты
  • Осуществление пуско-наладочных работ электрохимзащиты
  • Обследование систем электрохимической защиты и выдача технического заключения
  • Проведение электроизмерительных работ в собственной лицензированной лаборатории
  • Поставка оборудования, приборов и материалов для выполнения работ по обслуживанию установок электрохимзащиты

Монтаж стоек контрольно-измерительных пунктов

Контрольно-измерительные пункты предназначены для указания расположения подземных трасс трубопроводов и осуществления контроля их электрохимической защиты. Они размещаются на промышленных площадках газораспределительных станций, на линейных частях подземных трубопроводов, на объектах добычи нефти и газа, в подземных хранилищах нефти и нефтепродуктов, в подземных хранилищах газа, и других промышленных объектах с подземными металлическими сооружениями. Контрольно-измерительный пункт состоит из стойки и закрепленного на стойке терминала. Стойка по желанию заказчика изготавливается из поливинилхлорида (ПВХ), металла или стеклопластика. Материалы применяемые при монтаже стоек контрольно-измерительных пунктов специально предназначены для их эксплуатации во всех климатических зонах на открытом воздухе. Стойка оснащается анкерным устройством, которое препятствует свободному изъятию из грунта контрольно-измерительного пункта.В комплект дополнительно включается километровый знак, который позволяет визуально контролировать местоположение трассы трубопровода с воздуха.

Монтаж систем измерения и регулирования катодного потенциала

ООО «ГКНТ» осуществляет монтаж систем измерения и регулирования катодного потенциала для защиты подземных сооружений. Все магистральные трубопроводы, подземные скважины и хранилища, снабжаются устройствами для катодной защиты от коррозии. Электрохимическая защита трубопроводов осуществляется,как правило, со станций катодной защиты, протекторные аноды применяют только при отсутствии источника тока. Системы катодной защиты должны осуществлять регулирование катодного потенциала путем присоединения к защищаемой поверхности отрицательного полюса источника постоянного тока,в то время как положительный полюс присоединяется к специально установленным анодам.

Монтаж глубинных анодных заземлителей, создание анодных полей

Глубинные заземлители предназначены для эксплуатации в местах ограниченного землеотвода под анодное поле, а также для установки в местах с низкой электропроводностью поверхностного слоя грунта и в геологически сложных районах залегания. Глубинные анодные заземлители предназначены для защиты наземных и подземных резервуаров нефтепродуктов, магистральных нефтегазопроводов, подземных стальных конструкций, скважин, заземления линий электропередач и прочих металлических конструкций, которые контактируют с грунтом и водой. Анодные заземлители изготавливаются на основе железосилидовых сплавов они стойкие к анодному растворению при работе в агрессивных щелочных или кислотных почвах, в пресных и солоноватых водах и предназначены для эксплуатации в любых грунтах.

Монтаж станций катодной защиты трубопроводов


ООО «ГКНТ» осуществляет монтаж станций катодной защиты, которые очень важны при эксплуатации стационарных нефтегазопромысловых сооружений, нефтегазопроводов, трубопроводов на континентальном шельфе. Катодная защита подземных сооружений широко распространена. Большинство магистральных трубопроводов, подземных хранилищ и скважин, снабжаются устройствами для катодной защиты в сочетании с защитными лакокрасочными покрытиями.

Электрохимическая защита трубопроводов на переходах через водные преграды, авто и железные дороги

Электрохимическая защита от коррозии- это комплекс мероприятий по снижению электрического потенциала труб и грунта. Создание электрохимической защиты трубопроводов регламентируется требованиями СНиПа 2.05.06-85. На переходах трубопроводов под железными и автомобильными дорогами участки трубопроводов, которые примыкают к ним, должны иметь кожухи и усиленный тип защитных покрытий. Электрохимическая защита кожухов на переходах через водные преграды и под авто- и железными дорогами должна быть сделана одновременно с защитой самого магистрального трубопровода. При сдаче в эксплуатацию магистрального трубопровода и в процессе его эксплуатации следует регулярно проводить контроль электрического контакта между трубопроводом и кожухом и при его обнаружении необходимо устранить.

Электрохимическая коррозия от грунта

Вследствие разности напряжений, образовавшихся на отдельных участках трубопроводов, возникает поток электронов. Процесс образования ржавчины происходит по электрохимическому принципу. На основании этого эффекта часть металла в анодных зонах растрескивается и перетекает в основание почвы. После взаимодействия с электролитом образовывается коррозия.

Одним из значимых критериев для обеспечения защиты от негативных проявлений является длина магистрали. На пути попадаются почвы с разным составом и характеристикой. Все это способствует возникновению разности напряжений между частями проложенных трубопроводов. Магистрали обладают хорошей проводимостью, поэтому происходит образование гальванопар с достаточно большой протяженностью.

Увеличение скорости коррозии трубопровода провоцирует высокая плотность потока электронов. Не меньшее значение играет и глубина расположения магистралей, так как на ней сохраняется существенный процент влажности, и температуры, которая ниже отметки “0” не отпускается. На поверхности труб также остается прокатная окалина после обработки, а это влияет на появление ржавчины.

Путем проведения исследовательских работ установлена прямая зависимость между глубиной и площадью образованной ржавчины на металле. Это основано на том, что металл с большей площадью поверхности наиболее уязвим к внешним негативным проявлениям. К частным случаям можно отнести проявление на стальных сооружениях значительно меньших количеств разрушений под действием электрохимического процесса.

Агрессивность грунтов к металлу, прежде всего, определяется их собственной структурной составляющей, влажностью, сопротивлением, насыщенностью щелочами, воздушной проницаемостью и иными факторами. Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии должен быть ознакомлен с проектом на строительство магистрали.

Эволюция развития катодной защиты, как способ защиты от коррозии

Катодную защиту применяют для резервуаров, морских свай, шельфовых нефтяных установок, морских и речных судов, шлюзовых ворот и т.п. Начало эры было положено в 1902 г. когда К. Коэн, а затем в 1908 г. Х. Гепперт соорудили первые катодные станции для защиты трубопроводов, тем не менее “отцом» катодной защиты назван Роберт Дж. Кун, который в 1928 г. построил первую установку катодной защиты на магистральном трубопроводе в Новом Орлеане. Р. Кун дважды знаменит: он вывел минимальный защитный потенциал — 0,85 В , являющийся эталонным значением электрохимической защиты. При таком напряжении максимально замедляются коррозионные процессы.

Отечественная наука в области электрохимической защиты от коррозии знаменита такими именами как: Вклад в теорию коррозии – Г. Акимов, А. Фрумкин, Н. Томашов, И. Розенфельд, Я. Колотыркин, Ю. Михайловский, В. Красноярский, Э. Гутман; Первопроходцы в практике катодной защиты – В. Притула, В.Негреев, А.Спирин, В.Кальман, И.Ершов, М.Трифель, И.Францевич, Д.Авербух, В.Высоцкий; Создатели норм и правил для практики электрохимической защиты – И. Стрижевский, В. Левин, М. Сурис, А. Марченко, К. Никольский, Е. Никитенко, В. Глазков, Н. Глазов, В. Котик; Разработчики методов расчета электрохимической защиты – Б. Лорткипанидзе, Ю. Иоссель, В. Остапенко, В. Иванов, В. Лукович, В. Дмитриев, В. Ткаченко, Л. Разумов, О. Тозони.

Впервые использование ЭХЗ от коррозии, в нашей стране связано с вводом в эксплуатацию магистрального газопровода Саратов-Москва. 11 июля 1946 года – газопровод вступил в строй, его протяженность составила 843 км. Сегодня общая длина магистральных газопроводов — составляет 172,1 тыс. км., а с реализацией программы газификации регионов России, эта цифра возрастает до 250 тыс. км. повышает актуальность борьбы с коррозией с помощью активной защиты, основным элементом которой является станция катодной защиты.

В отечественной практике катодной защиты с 1947 года и по сегодняшний день эксплуатируются трансформаторные станции катодной защиты, основанные на применении постоянного тока. За этот промежуток времени основным направлением их модернизации сводилось к увеличению КПД станции и использование систем автоматизации процесса катодной защиты.


Как показала практика применения катодной защиты, процесс поляризации не постоянная величина, и носит дискретный характер. Следовательно, применение станций основанных на применение постоянного тока, не дает возможности учитывать переходные процессы нарастания и спада поляризации, что при значительном увеличении тока обуславливает ускорение процесса выделения водорода на поверхности защищаемого объекта. Наличия данного процесса приводит к растрескиванию и отслаиванию пассивной защиты, а также к эффекту внедрения атомов водорода в кристаллическую структуру металла, это в свою очередь приводит к интенсификации процесса коррозии. Поиск решения данной проблемы привело к появлению станций работающих в импульсном режиме, был разработан алгоритм стабилизации защитного потенциала при двухканальном регулировании: амплитуды и длительности выходных импульсов. На основании теоретических и экспериментальных исследований в начале ХХI столетия появились новые станции катодной защиты – импульсные (ИПКЗ). Устройства обладают высокой энергетической эффективностью и возможностью оперативно реагировать на изменение величины поляризации защищаемого объекта, что в свою очередь позволяет полностью избежать недостатков присущих трансформаторным станциям, работа которых основана на применении постоянного тока.

В настоящее время ООО «Завод нефтегазового оборудования «АНОДЪ», являющейся одним из структурных подразделений Корпорации ПСС, предлагает весь модельный ряд импульсных преобразователей катодной защиты, достоинством которых является:

  • небольшие габаритные размеры и вес;
  • высокий КПД (до 95%);
  • широкий диапазон питающих напряжений (160 — 260 В);
  • способность работы при низкоомных нагрузках, вплоть до короткого замыкания;
  • небольшие пульсации выходного напряжения.

Все современные импульсные преобразователи катодной защиты (ИПКЗ) оборудованы системами автоматизации. Применение систем автоматизации в электрохимической защите позволяет получить ряд преимуществ: увеличение надежности работы сооружения и срока его службы; повышение сохранности защитных покрытий, а также увеличение срока службы анодных заземлений. Поскольку растворение анодов определяется суммарным количеством электричества, стекающего с анодного заземления, его уменьшение, как путем оптимизации режима, так и путем кратковременных отключений, применяемых в установках импульсного режима, приводит к уменьшению износа анодов. Экономия электроэнергии и анодов на этих установках достигает 50 %. Кроме этого, ИПКЗ могут быть снабжены средствами телеметрии и телемеханики. Функциональные возможности, реализуемые автоматической системой управления ЭХЗ, включают:

  • дистанционный контроль и управление параметрами работы станций катодной защиты;
  • тревожная сигнализация о выходе параметров станции и потенциала за допустимые пределы, а также о несанкционированном доступе к оборудованию;
  • архивирование основных рабочих параметров станции;
  • протоколирование всех событий системы и запросов пользователей;
  • формирование базы данных с автоматическим восстановлением информации в случаях перерывов в работе комплекса;
  • предоставление данных в стандартном формате для возможности дальнейшей их обработки и анализа;
  • формирование отображения информации в графическом, текстовом и табличном формате.

Коррозия под влиянием блуждающих токов

Ржавчина может возникать от переменного и постоянного потока электронов:

  • Образование ржавчины под воздействием тока постоянных величин. Блуждающими токами называются токи, находящиеся в почве и в конструктивных элементах, расположенных под землей. Их происхождение антропогенное. Они возникают в результате эксплуатации технических устройств постоянного тока, распространяющегося от зданий или сооружений. Ими могут быть сварочные инверторы, систем защиты от катодов и иные устройства. Ток стремится пройти по пути наименьшего показателя сопротивления, в результате, при имеющихся в наличии трубопроводах в земле, току будет гораздо легче пройти через металл. Анодом является участок трубопровода, из которого блуждающий ток выходит на поверхность почвы. Часть трубопровода, в который попадает ток, играет роль катода. На описанных анодных поверхностях токи имеют повышенную плотность, поэтому именно в этих местах образовываются значительные коррозионные места. Скорость коррозии не ограничивается и может быть до 20 мм в год.
  • Образование ржавчины под воздействием переменного тока. При расположении около магистралей линий электропередач с напряжением сети свыше 110 кВ, а также параллельном расположении трубопроводов под влиянием переменных токов образовывается коррозия, в том числе коррозия под изоляцией трубопроводов.

Коррозионное растрескивание под влиянием напряжения

Если на металлическую поверхность одновременно воздействуют внешние негативные факторы и высокое напряжение от ЛЭП, создающее растягивающие усилия, то происходит образование ржавчины. Согласно проведенным исследованиям получила свое место водородно-коррозионная новая теория.

Трещины небольшого размера образовываются при насыщении трубы водородом, которое после обеспечивает увеличение давления изнутри до показателей, выше положенного эквивалента связи атомов и кристаллов.

Под влиянием диффузии протонов производится наводораживание поверхностного слоя под влияние гидролиза при повышенных уровнях катодной защищенности и одновременного воздействия неорганических соединений.

После того как трещина раскроется, происходит ускорение процесса ржавление металла, которое обеспечивается грунтовым электролитом. В итоге под влиянием механических воздействий металл подвергается медленному разрушению.

Коррозия под влиянием микроорганизмов

Микробиологической коррозией называется процесс образования ржавчины на трубопроводе под влиянием живых микроорганизмов. Это могут быть водоросли, грибки, бактерии, в их числе простейшие организмы. Установлено, что размножение бактерий наиболее существенно влияет на этот процесс. Для поддержания жизнедеятельности микроорганизмов необходимо создание условий, а именно нужен азот, влажность, воды и соли. Также условия такие, как:

  1. Температурно-влажностные показатели.
  2. Давление.
  3. Наличие освещенности.
  4. Кислород.

При выделении кислотной среды организмы также могут вызвать коррозию. Под их влиянием на поверхности проявляются каверны, имеющие черный цвет и неприятный запах сероводорода. Бактерии, содержащие сульфаты присутствуют практические во всех почвах, но скорость коррозии увеличивается при увеличении их количества.

Что такое электрохимическая защита

Электрохимическая защита трубопроводов от коррозии – это комплекс мер, направленных на недопущение развития коррозии под воздействием электрического поля. Для преобразования постоянного тока применяются специализированные выпрямители.

Защита от коррозии производится созданием электромагнитного поля, в результате чего приобретается отрицательный потенциал или участок исполняет роль катода. То есть отрезок стальных трубопроводов, огражденный от образования ржавчины, приобретает отрицательный заряд, а заземление – положительный.

Катодная защита трубопроводов от коррозии сопровождает электролитической защищенностью с достаточной проводимостью среды. Такую функцию выполняет грунт, при прокладывании металлических подземных магистралей. Контактирование электродов осуществляется через токопроводящие элементы.

Индикатор для определения показателей коррозии – это высоковольтный вольтметр или датчик коррозии. С помощью этого прибора контролируется показатель между электролитом и грунтом, конкретно для этого случая.

Особенности катодной защиты труб

Коррозия в трубопроводах обычно возникает из-за различных дефектов и повреждений труб — разрывы, растрескивание, появление щелей и так далее. Из-за коррозии нарушается герметизация труб, что может привести к полной или частичной поломке трубопровода. Особенно остро эта проблема стоит для подземных трубопроводов. При расположении труб под землей создаются участки с разным электрическим потенциалом. Это связано с неоднородностью грунта и наличия в земли различного мусора неорганического происхождения. При наличии серьезной разности потенциалов отрицательно заряженные ионы в земле начинают вступать в реакцию в металлом. Это приводит к коррозии, которая быстро разрушает трубопровод.

Электрический потенциал

Катодная защита трубопроводов от коррозии осуществляется по двум стандартным схемам. С помощью катодной поляризации и с помощью создания внешних станций. Защита трубопроводов должна быть направлена в первую очередь на снижения скорости разрушения материала трубы. Делается это с помощью уменьшения электрического потенциала трубы в сравнении с электрическим потенциалом грунта:

  • Электрический потенциал большинства современных труб составляет приблизительно 0,8-0,9 вольт.
  • Экспериментальным путем было показано, что основные породы грунта обладают потенциалом приблизительно 0,5-0,6 вольт.

Для уравнения электрических потенциалов необходимо снизить потенциал труб всего на 0,3-0,4 вольт. Это позволяет практически полностью остановить появление ржавчины. В случае правильного проведения работ скорость естественного ржавления составит менее 1 мм в год.

катодная защита трубопроводов

Выбор способа

Для труб подходит технология создания внешних станций защиты. В качестве источников питания в данном случае используют воздушные электролинии с напряжением от 500 до 10000 вольт. Чем больше напряжение, тем больше труб можно обслужить. Иногда таких линий нет на том или ином участке. В таком случае имеет смысл монтаж различных генераторов.

У технологии внешних станций есть один крупный недостаток. Для создания защиты придется проводить трудоемкие и сложные работы. Это значительно увеличивает стоимость создания трубопровода. При работе с большим напряжением в точке подачи электричества может создаваться избыточное электрическое напряжение — из-за этого может возникнуть водородное растрескивание труб, поэтому при проведении монтажных работ разводку электричества нужно производить аккуратно.

Вместо технологии защитных станций можно использовать методику применения гальванических анодов для создания эффекта поляризации. Эта технология подходит для грунтов с малым удельным сопротивлением (до 50 Ом на 1 кв. м). Если же удельное сопротивление грунта будет очень большим, то технология применения гальванических анодов является практически бесполезной в связи с ее малой эффективностью.

Как классифицируется электрохимическая защита

Коррозия и защита магистральных трубопроводов и резервуаров от нее контролируются двумя способами:

  • К металлической поверхности подводиться источник от тока. Этот участок приобретает отрицательный заряд, то есть исполняет роль катода. Аноды – это инертные электроды, которые никакого отношения к конструктивному исполнению не имеют. Этот способ считается наиболее распространенным, и электрохимическая коррозия не возникает. Такая методика направлена на недопущение следующих разновидностей коррозий: питтинговой, по причине присутствия блуждающих токов, кристаллического типа нержавеющей стали, а также растрескиванию элементов из латуни.
  • Гальванический способ. Защита магистральных трубопроводов или протекторная защита осуществляется металлическими пластинами с большими показателями отрицательных зарядов, изготовленными из алюминия, цинка, магния либо их сплавов. Аноды – это два элемента, так называемые ингибиторы, при этом медленное разрушение протектора способствует поддержанию в изделии катодного тока. Протекторная защита используется крайне редко. ЭХЗ выполняется на изоляционное покрытие трубопроводов.

Основные технологии катодной защиты

Катодная защита — это специальный метод электрохимической защиты металлических объектов от ржавления и коррозии. Главный принцип заключается в том, что на защищаемый металлический объект накладывается отрицательный потенциал электрического тока. Это позволяет минимизировать контакт металла с внешними ионами и веществами, обладающими электрическим зарядом. Технология была разработана примерно 200 лет назад британским ученым Гемфри Дэви. Для подтверждения своей теории он составил несколько докладов, которые были переданы правительству. На основании этих докладов было произведена первая в мире катодная защита крупного промышленного корабля.

Антикоррозийная защита распространяется на различные объекты — трубопроводы, автомобили, дороги, самолеты и так далее. Обратите внимание, что тип металла значения не имеет — это может быть железо, медь, серебро, золото, алюминий, титан и любой другой металл, а также различные сплавы (с лигирующими добавками или без них). Одинаково успешно может выполняться защита от коррозии автомобиля, отдельных фрагментов труб, различных декоративных изделий сложной формы и так далее.

1 способ

Подключение детали к внешнему источнику электрического тока (обычно эту роль выполняются компактные подстанции). В случае применения технологии металлический объект выполняет функцию катода, а электрическая подстанция — функцию анода. Благодаря этому происходит сдвиг электрического потенциала, что позволяет защитить металлический объект от электрически активных частиц. Основные сферы применение данной технологии — защита трубопроводов, сварных конструкций, различных платформ, элементов дорожного покрытия и так далее. Эта технология является достаточно простой и универсальной, поэтому в мире она пользуется высокой популярностью. Ее главный минус — необходимость подключения защитного контура к внешнему источнику тока, что может быть неудобно в случае объектов, которые располагаются вдали от человеческой цивилизации (частично эта проблема решается за счет применения автономных источников энергии).

технология катодной защиты

2 способ

Метод гальванической поляризации (технология гальванических анодов). Эта методика также является достаточно простой и интуитивно понятной: металлический объект присоединяется к другому, который обладает отрицательным зарядом (чаще всего этот элемент из легких металлов — из алюминия, цинка, магния). Технологию гальванической поляризации обычно применяют в тех случаях, когда на поверхности объекта есть защитный слой. Эта технология популярна в Америке, где есть большое количество малонаселенных пунктов и где наблюдается дефицит внешних источников энергии. Эксперты утверждают, что гальваническая поляризации могла бы стать очень популярной в России из-за особенностей нашей географии, если бы на отечественные трубопроводы наносилось защитное покрытие (при таком сценарии применение первой технологии было бы весьма затруднительно, что вынуждало бы людей искать альтернативу).

Об особенностях электрохимической защиты

Основной причиной разрушения трубопроводов является следствие коррозии металлических поверхностей. После образования ржавчины образовывают трещины, разрывы, каверны, которые постепенно увеличиваются в размерах и способствуют разрыву трубопровода. Это явление чаще происходит у магистралей, проложенных под землей, или соприкасающихся с грунтовыми водами.

В принципе действия катодной защиты заложено создание разности напряжений и действия двумя вышеописанными методами. После проведенных измерительных операций непосредственно на местности расположения трубопровода выяснено, что нужный потенциал, способствующий замедлению процесса разрушения должен составлять 0,85В, а у подземных элементов это значение равно 0,55В.

Для замедления скорости коррозии следует снизить катодное напряжение на 0,3В. При таком раскладе, скорость коррозии не будет более 10 мкм/год, а это существенно продлить срок службы технических устройств.

Одна из значимых проблем – это наличие блуждающих токов в грунте. Такие токи возникают от заземлений зданий, сооружений, рельсовых путей и иных устройств. Тем более невозможно провести точную оценку, в каком месте они могут проявиться.

Для создания разрушающего воздействия достаточно заряда стальных трубопроводов положительным потенциалом по отношению к электролитическому окружению, к ним относятся магистрали, проложенные в грунте.

Для того чтобы обеспечить контур током необходимо подвести внешнее напряжение, параметры которого будут достаточными для пробивания сопротивления грунтового основания.

Как правило, подобные источники – это линии электропередач с показателями мощностей от 6 до 10 кВт. Если электрический ток невозможно подвести, то можно использовать дизельные или газовые генераторы. Монтер по защите подземных трубопроводов от коррозии перед выполнением работ должен быть ознакомлен с проектными решениями.

Электрохимическая защита магистрального трубопровода (проектная, катодная, дренажная)

Основной принцип катодной защиты.

Катодная защита (рис. 1) — защита подземного металличе­ского трубопровода при наложении электрического поля от внешнего источника тока, создающего катодную поляризацию на тру­бопроводе. При этом коррозионному разрушению подвергается анодное заземление из металлических или неметаллических элект­ропроводных материалов. Такая защита осуществляется при со­здании защитной разности потенциалов между трубопроводом и окружающим его. грунтом от источника постоянного (или вы­прямленного) тока. Разность потенциалов создается станцией катодной защиты (СКЗ).


Рис. 1. Принципиальная схема катодной за­щиты магистрального трубопровода:

1

— трубопровод;
2 —
анодное заземление (анод); 3 — соединительная электролиния по­стоянного или выпрямленного тока;
4 —
защит­ное заземление;
5 —
источник постоянного или выпрямленного тока;
6 —
катодный вывод;
7,8 —
точки соответственно подключения ка­тодного вывода и дренажа;
I
3 — ток катодной защиты

Как следует из схемы катодной защиты, электрический ток, растекающийся с анодного заземления (2) в почву, распространяется по ней и поступает на защищаемый объект (1) – трубопровод, поляризуя его катодно. Поступивший на защищаемый объект ток собирается в точке дренажа (8) и возвращается к своему источнику (5). Максимальный ток в цепи катодной защиты находится в точке подключения источника питания СКЗ (в точке дренажа).

Устройство, включающее СКЗ, анодное заземление и соединительные провода называют катодной установкой с внешним источ­ником тока. СКЗ бывают двух типов: сетевые, питающиеся от действующих или специально сооружаемых ЛЭП, и с мест­ными источниками тока, в ка­честве которых используют моторы-генераторы, электро­двигатели различных типов термогенераторы и др. СКЗ состоит из понижающего транс­форматора, выпрямителя тока, устройств регулировки напря­жения и контрольно-измери­тельных приборов.

Принцип действия катодной защиты аналоги­чен процессу электролиза. Под воздействием приложенного электрического поля источника начинается движение полу­свободных валентных электронов в направлении анодное за­земление — источник тока — защищаемое сооружение. Те­ряя электроны, атомы металла анодного заземления перехо­дят в виде ион-атомов в раствор электролита, т.е. анодное заземление разрушается. Ион-атомы подвергаются гидрата­ции и отводятся вглубь раствора. У защищаемого же соору­жения вследствие работы источника постоянного тока на­блюдается избыток свободных электронов, т.е. создаются условия для протекания реакций кислородной и водородной деполяризации, характерных для катода.

При осуществлении электрохимической защиты участка трубопровода, стенка которого более чем на 10 % толщины повреждена коррозией, минимальный защитный потенциал должен быть на 0,05 В отрицательнее.

Минимальный защитный потенциал должен поддерживать­ся на границе зоны действия станции катодной защиты (СКЗ). Так как значение защитного потенциала убывает с удалением от точки подключения СКЗ (точка дренажа), то максимальный защитный потенциал имеет место в точке дренажа. Чтобы предотвратить разрушение и отслаивание изоляционного покрытия вследствие выделения газообразно­го водорода, максимальное значение защитного потенциала ограничено. Так, для стального сооружения с битумной или полимерной изоляцией это значение составляет —1,15 В по МСЭ. Когда сооружение не имеет защитного покрытия, максимальное значение защитного потенциала не регламен­тируется.

В установках катодной защиты используют сосредоточен­ные, распределенные, глубинные и протяженные анодные заземления. Для уменьшения скорости их растворения элект­роды анодного заземления устанавливают в коксовую мелочь. Срок службы анодного заземления должен составлять не ме­нее 15 лет.

Основной принцип протекторной защиты.


Протекторную защиту (рис. 1) от электрохимической корро­зии участков магистральных трубопроводов применяют при значи­тельной удаленности их от источников электроснабжения, где применение катодной защиты экономически нецелесообразно, а также в местах неполной защиты участков трубопроводов катодными установками. Протекторные установки, состоящие из про­тектора, активатора, проводника и контрольно-измерительной ко­лонки, применяют для защиты конусов переходов трубопроводов через железные и шоссейные дороги, конденсат- и водосборников и др. Их присоединяют к защищаемому сооружению металлического протектора (анодного электрода), имеющему более низкий электрохимический потенциал по сравнению с потенциалом ме­талла, защищаемого в данной коррозионной среде.

Рисунок 1. Принципиальная схема протекторной установки.

1- трубопровод; 2 – точка дренажа;

3 — изолированный соединительный провод;

4 – протектор; А – анод; К – катод

Протекторная защита трубопроводов основана на принципе работы гальванических пар. При защите подземных металлических объектов с помощью протекторных установок к трубопроводу подключают протектор (анодный электрод), имеющий более низкий электрохимический потенциал, чем потенциал металла трубы. Создаются условия, при которых трубопровод выступает в качестве катода, а протектор в качестве анода, в результате добиваются прекращения коррозионного разрушения трубопровода за счет интенсивного разрушения протектора.

При устройстве протекторной защиты к стальному трубопроводу подключают металлический протектор (4). В результате этого образуется гальванический элемент «труба-протектор», в котором трубопровод является КАТОДОМ, протектор – АНОДОМ, а почва – электролитом.

Разрушение всегда на АНОДЕ!!!!!!!!!!!!!!

Так как материал протектора является более электроотрицательным, то под действием разности потенциа­лов происходит направленное движение электронов ё от протектора к трубопроводу по проводнику 3.

Одновременно ион-атомы материала протектора переходят в раствор, что приводит к его разрушению. При этом сила тока контроли­руется с помощью контрольно-измерительной колонки
.
Таким образом, разрушение металла все равно имеет мес­то. Но не трубопровода, а протектора.

Теоретически для защиты стальных сооружений от корро­зии могут быть использованы все металлы, расположенные в электрохимическом ряду напряжений левее железа, так как они более электроотрицательны. Практически же протекто­ры изготовляют только из материалов, удовлетворяющих сле­дующим требованиям:

— разность потенциалов материала протектора и железа (стали) должна быть как можно больше;

— ток, получаемый при электрохимическом растворении единицы массы протектора (токоотдача), должен быть мак­симальным;

— отношение массы протектора, израсходованной на созда­ние защитного тока, к общей потере массы протектора (коэффициент использования) должно быть наибольшим.

Данным требованиям в наибольшей степени удовлетворя­ют магний, цинк и алюминий.

Видно, что отдать предпочтение какому-либо одному ме­таллу трудно. Поэтому протекторы изготовляют из сплавов этих металлов с добавками, улучшающими работу протек­торной защиты. В зависимости от преобладающего компо­нента сплавы бывают магниевые, алюминиевые, цинковые. В качестве добавок используют марганец (способствует повы­шению токоотдачи), индий (препятствует образованию плот­ной окисной пленки на поверхности сплава, а значит, его пассивации) и др.

Применяют защиту протекторами, расположенными как по­одиночке (если состояние изоляционного покрытия трубопровода хорошее), так и группами (применяют при защите участков трубопроводов с плохой изоляцией или неизолированных патронов на переходах через шоссейные и железные дороги). Кроме того, защита от коррозии трубопроводов может быть выполнена протяженными протек­торами. Защиту одиночными и групповыми коллекторами реко­мендуется использовать в грунтах с удельным сопротивлени­ем не более 50 Ом-м, а протяженными — не более 500 Ом-м.

Повышение эффективности действия протекторной установки достигается погружением ее в специальную смесь солей, называемую «заполнителем» или активатором. Непосредственное погружение протектора в грунт менее эффективно, чем в заполнитель. Заполнитель готовится путем смешения сухих солей и глины.

Назначение заполнителей следующее:

— снижение собственной коррозии

— уменьшение анодной поляризуемости

— снижение сопротивления растеканию тока с протектора

— устранение причин, способствующих образованию плотных слоев продуктов коррозии на поверхности протекторов.

Основной принцип электродренажной защиты.


Для электрозащиты магистральных трубопроводов от блуж­дающих токов применяют электродренажную защиту (рис. 1), отводящую блуждающие токи с трубопровода в рельсовую часть цепи электротяги или на сборную шину отсасывающих кабелей тяговой подстанции железной дороги. Блуждающие токи дости­гают значительных величин и могут вызвать сквозную коррозию стенок трубопровода через 3 — 5 лет после его укладки. В связи с этим ввод в действие электродренажных станций должен сов­пасть с укладкой трубопровода в траншею и засыпкой его.

Рисунок 1. Принципиальная схема электродренажной защиты магистрального трубопровода

1 – трубопровод; 2 – контакт катодного вывода; 3 — катодный вывод; 4 – точка дренажа на трубопроводе; 5 – поляризованная электродренажная установка; 6 – контакт схемы с рельсовой сетью; 7 – рельсовая сеть; 8 – дренажный кабель.

К трубопроводу (1) подключают дренажное устройство (5) в точке дренажа (4) при помощи дренажного кабеля (8), который также подключен к рельсовой сети (7) электрифицированного транспорта. Создается положительная разность потенциалов в цепи «трубопровод-рельс» и потечет ток Iдр. Дренажная защита на устойчивых анодных участках действует непрерывно, а на знакопеременных (при проявлении на трубопроводе положительных потенциалов) – периодически.

Применяют прямой, поляризованный и усиленный дрена­жи.

1) Прямой электрический дренаж

— это дренажное уст­ройство двусторонней проводимости. Дренаж при котором ток может идти в любом направлении, то есть из рельсов в трубопровод и наоборот. Схема прямого элект­рического дренажа (рис. 2,
а)
включает: реостат R, ру­бильник К, плавкий предохранитель Пр и сигнальное реле СР. Сила тока в цепи трубопровод — рельс регулируется ре­остатом. Если значение тока превысит допустимое значение, то плавкий предохранитель сгорит, ток потечет по обмотке реле, при включении которого включается звуковой или све­товой сигнал.


Прямой электрический дренаж применяют в тех случаях, когда потенциал трубопровода постоянно выше потенциала рельсовой сети, куда отводятся блуждающие токи. В против­ном случае дренаж превратится в канал для натекания блуж­дающих токов на трубопровод.

2) Поляризованный электрический дренаж —

это дренажное устройство, обладающее односторонней проводимостью (из трубопровода в рельс)(рис. 2,
б).
Поляризованный дренаж обеспечивает постоянный, более отрицательный понетциал защищаемого трубопровода.От прямого дренажа поляризованный отличается наличием элемента односторонней проводимости — вентиль­ного элемента (ВЭ). При поляризованном дренаже ток проте­кает только от трубопровода к рельсу, что исключает натекание блуждающих токов на трубопровод по дренажному проводу.

3) Усиленный дренаж

(рис. 2,
в)
применяют в тех случаях, когда нужно не только отводить блуждающие токи с трубо­провода, но и обеспечить на нем необходимое значение за­щитного потенциала. Усиленный дренаж представляет собой обычную катодную станцию, подключенную отрицательным полюсом к защищаемому сооружению и положительным — не к анодному заземлению, а к рельсам электрифицирован­ного транспорта. За счет такой схемы подключения обеспе­чивается, во-первых, поляризованный дренаж (благодаря ра­боте вентильных элементов в схеме СКЗ), а во-вторых, ка­тодная станция удерживает необходимый защитный потенци­ал трубопровода. После ввода трубопровода в эксплуатацию проводят регу­лировки параметров работы системы его защиты от коррозии. При необходимости можно вводить в эксплуатацию дополнительные станции катодной и дренажной защиты, а также протекторные установки.

Рис. 2. Принципиальные схемы электрических дрена­жей:

R — реостат; К — рубильник; Пр — плавкий предохранитель; СР — сигнальное реле; ВЭ — вентильный элемент; А — изме­рительный амперметр; Тр — трансформатор; П — соедини­тельный провод

68. Производство земляных работ при строительстве магистральных трубопроводов в различных условиях (болота, горные условия, условия барханных пустынь, вечная мерзлота)

Особенности строительства МТ в горах.

Сильная пересеченность рельефа местности обусловливает необходи­мость выполнения работ на крутых подъемах и спусках, косогорных участ­ках. Часто встречаются уклоны такой крутизны, что работа машин на них оказывается невозможной. Требуются такие методы работ, при которых ис­ключалась их необходимость применения.

Как правило, крутые откосы сложены скальными грунтами, часто силь­но трещиноватыми и насыщенными водой. Поэтому к сложностям рельефа добавляются сложности, обусловленные необходимостью устройства полок для прохода строительных колони и траншей для трубопровода с помощью буровзрывных работ. Возможность внезапного образования оползней огром­ных масс грунта или возникновения селевых потоков вызывает опасность ве­дения строительно-монтажных работ.

Оползни часто образуются в результате нарушения естественного равно­весного состояния склонов при устройстве полок. Селевые потоки возникают в результате выпадения дождей иногда даже не в районе ведения работ, а ближе к вершинам гор. Поток грязи, камней и воды с довольно большой» скор остью движется по руслам пересохших ручьев, речек и сметает все на своем пути, образуя так называемые конусы выноса.

Горные дороги, как правило, имеют большое число крутых подъемов и поворотов. Это создает значительные трудности в транспортировке длинно­мерных грузов (секций труб). В некоторых случаях доставка даже двухтруб­ных секций оказывается сложной и строительство трубопроводов приходится вести из одиночных труб.

Затруднения возникают и при организации строительных участков. Если в обычных условиях можно расставить участки по длине всего трубопровода, то в горах это часто вызывает большие трудности. Отсутствие дорог, слож­ность рельефа и грунтовых условий во многих случаях диктуют свои требо­вания. Работы можно вести только одной колонной, устраивая сначала пол­ки, дорогу, траншею. Только вслед за землеройной колонной может идти изоляционно-укладочная.

На очень сложных участках работы ведет обычно комплексная колонна, выполняя сразу все операции, вплоть до засыпки уложенного трубопровода.

В числе основных мер по борьбе с оползнями можно назвать следую­щие: перехват поверхностных и грунтовых вод, устройство буронабивных железобетонных свай, прорезающих оползень и входящих на 2—3 м в корен­ной грунт. В некоторых случаях (при малых оползнях) неплохие результаты может дать устройство подпорных стенок.

Особенности строительства МТ на болотах.

При строительстве трубопроводов на болотах применяют все существу­ющие в настоящее время конструктивные схемы укладки трубопроводов.

Подземная схема.

Трубопровод укладывают в грунт на глубину, превы­шающую диаметр труб.

Полуподземная и наземная схемы.

Трубопровод укладывают в грунт на глубину менее диаметра, а выступающую часть труб засыпают грунтом.

При наземной схеме

— трубопровод укладывают на поверхности спланиро­ванного грунта.

Надземная схема.

Трубопровод укладывают выше поверхности грунта на опорах. На переходах трубопроводов через болота обычно укладывают одну нитку трубопровода. Однако на болотах II и III типов при ширине боло­та более 500 м допускается прокладка резервной нитки.

Возможность применения той или иной схемы в конкретных условиях определяется типом болота, его естественным состоянием, а также изменени­ем физико-механических свойств грунта под воздействием трубопровода. Необходимо иметь в виду, что и технология строительства может оказать существенное положительное или отрицательное влияние на взаимодействие труб и окружающего их грунта.

В отличие, от трубопроводов, уложенных в плотных грунтах, трубопро­воды, уложенные на болотах по подземной или наземной схемам, с течением времени изменяют свое первоначальное положение. Это объясняется чрез­вычайно сильной сжимаемостью болотистых (торфяных) грунтов под воз­действием даже незначительных уплотняющих нагрузок. Поскольку в период эксплуатации в трубопроводе возникают продольные усилия, то они обу­словливают белее значительные поперечные перемещения труб.

Особенности строительства МТ в пустынях.

Специфика сооружения магистральных трубопроводов в пустыне заклю­чается прежде всего в том, что трасса проходит по безлюдным, безводным и бездорожным районам с сыпучими песчаными грунтами или по скалистым грунтам, покрытым толстым слоем пыли. Строительство же в районах хорошо освоенных поливных земель связано с другими трудностями. Поливные земли обычно пересечены густой сетью оросительных каналов, канав и ары­ков, что вызывает необходимость сооружать большое число переходов. Кро­ме того, через каналы и арыки должны устраиваться проезды и мосты.

Необычайно сложны климатические условия в пустынных районах. До­статочно сказать, что летом температура достигает 45 — 50°С в тени при от­носительной влажности воздуха 6 — 10%, а зимой — 35° С. Пески, например, в пустынях Кызылкум и Каракумы прогреваются до 70° С. Особенно большие помехи создают почти непрерывные горячие сухие ветры и песчаные бура­ны. В таких условиях одна из важнейших задач — организация труда и быта строителей. Жилые городки должны располагаться в наиболее благоприят­ных местах, где есть источники воды, или на специально устраиваемых опорных пунктах. Обычно максимальное удаление фронта работ от городка не должно превышать 15 — 20 км.

В пустынях целесообразно вести линейные работы расчлененно-специализированным методом, т. е. разделением комплекса работ на отдельные операции, поручаемые специализированным управлениям. Однако, несмотря на расчленение, строительство ведется одним потоком (недоделки недопус­тимы). Ни землеройные, ни сварочные, ни изоляционно-укладочные колонны не должны отрываться друг от друга на расстояние, большее чем 2-3 км, как это бывает в нормальных условиях.

При ветрах на поверхность трубы оседает много пыли, песка, что сни­жает прилипаемость битумной мастики. Для снятия пыли перед изоляцион­ной машиной устанавливают обод с набором мягких щеток, которые снима­ют пыль.

Особенности строительства МТ на многолетнемерзлых грунтах.

В настоящее время применяют три основных конструктивных схемы: подземную, наземную и надземную

. Применимость каждой из них в тех или иных конкретных условиях определяется, прежде всего, тепловым взаимодей­ствием труб с окружающей их средой. Если температура транспортируемого продукта отрицательная, то мерзлый грунт вокруг трубы оттаивать не будет, и, следовательно, его несущая способность будет достаточной для нормаль­ной работы трубопровода при любой конструктивной схеме. Если же темпе­ратура продукта положительная, то грунт вокруг трубы оттаивает. Несущая способность его резко снижается, что приведет к просадкам трубы и другим нежелательным последствиям. Для прогнозирования возможных последст­вий в работе труб при оттаивании грунта необходимо знать методы, позво­ляющие рассчитывать тепловое взаимодействие грунта с трубой.

Сложность сооружения и эксплуатации трубопроводов в условиях веч­ной мерзлоты заключается в том, что грунт под трубой протаивает на от­дельных участках, труба провисает, и в ней возникают дополнительные изгибные напряжения.

Существует два способа защиты вечной мерзлоты от протаивания:

— перекачивание продуктов при отрицательных температурах (-2 — -3°С), с использованием охлаждения их в аппаратах воздушного охлаждения (АВО) и в холодильнике;

— теплоизоляция труб: а) использование песчаной подушки под трубой (толщиной 1 м); б) изготовление экранов из пенополеуритана.

69. Выбор и планировка площадки под строительство нефтебазы или газохранилища

1. Отводимая для НБ территория должна иметь разрывы между границами участка и соседними сооружениями согласно СНиП 2-106-79.

2. Подветренная сторона от населенных пунктов и сооружений, чтобы пары н/пр не относились на жилые дома, объекты с открытым огнем и т.д.

Вычерчивают розу ветров.

Речные НБ следует располагать ниже по течению реки от ближайших населенных пунктов, промышленных предприятий, пристаней, мостов и т.д.

  1. Удобное примыкание к транспортным магистралям.
  2. На самой площадке или вблизи от нее необходимо иметь источник водоснабжения и энергосбережения для хозяйственных, производственных т противопожарных нужд.
  3. Обеспечение удобного спуска ливневых и канализационных вод, не причиняя вреда окружающей среде.
  4. Площадка д.б. сложена из коренных пород, способных выдержать удельную нагрузку >=0,1 МПа.

Катодная защита

Чтобы снизился процент возникновения ржавчины на поверхности труб, используются станции электродной защиты:

  1. Анодная, выполненная в виде заземляющих проводников.
  2. Преобразователи постоянных потоков электронов.
  3. Оборудование пункта управления процессом и контроля за этим процессом.
  4. Кабельные и проводные соединения.

Станции катодных защит достаточно результативны, при непосредственном соединении с линией электропередачи или генератору, они обеспечивают ингибирующее действие токов. При этом обеспечивается защита одновременно нескольких участков трубопровода. Регулировка параметров производиться вручную или автоматически. В первом случае используются обмотки трансформаторов, а во втором – тиристоры.

Наиболее распространенной на территории России является высокотехнологичная установка – Миневра -3000. Ее мощности предостаточно для осуществления защиты 30000 м магистралей.

Достоинства технического устройства:

  • высокие характеристики мощности;
  • обновление режима работы после перегрузок через четверть минуты;
  • с помощью цифрового регулирования осуществляется контроль за рабочими параметрами;
  • герметичность высокоответственных соединений;
  • подключение устройства к дистанционному контролю за процессом.

Также применяются АСКГ-ТМ, хотя они их мощность невелика, их оснащение телеметрическим комплексом или дистанционным управлением позволяет им быть не менее популярными.

Схема изоляционной магистрали водопровода или газопровода должна быть на месте проведения работ.

Видео: катодная защита от коррозии – какой бывает и как выполняется?

Особенности катодной защиты автомобилей

Коррозия на автомобилях часто появляется внезапно. Скорость её распространения очень высокая, поскольку у авто есть большое количество подвижных элементов. Во время эксплуатации в таких элементах могут образовываться различные маленькие трещины и вмятины. Это значительно увеличивает риск появления коррозии. Катодная защита автомобиля от коррозии обычно осуществляется путем перераспределения электрического потенциала.

Обычно используются специальные электронные модули, которые имеют компактные размеры и монтируются внутри автомобиля. Монтаж подобных блоков занимает не более 20 минут.

защита трубопроводов

Дополнительная обработка

Также стоит обратить внимание, что метод катодной защиты обычно комбинируется с другими техниками:

  • Все основные детали автомобиля покрываются специальными красками и мастиками. Они создают на поверхности металла защитный слой. Этот слой обладает электрической нейтральностью. Поэтому при контакте с электрически активными веществами или ионами ржавление не происходит.
  • Некоторые элементы автомобиля могут покрываться защитными катодными пластинами, которые также минимизируют риск появления ржавчины. Пластинами обычно покрывают подвижные части, которые растрескиваются и повреждаются чаще всего. Это днище автомобиля, арки задних колес, фары, внутренние поверхности дверей и так далее.

катодная защита автомобиля от коррозии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]