ПВХ – современный материал, обладающий массой положительных качеств. Он довольно недорогой, легкий, прочный, долговечный, устойчивый к разным климатическим условиям и средам. К тому же, пластиковые трубы легко и быстро соединяются, обеспечивая абсолютную герметичность стыков.
Самодельный катамаран из пластиковых труб
Благодаря этому, использование пластиковых труб получило широкую популярность не только при монтаже водопроводов и канализационных систем. Из них «народные умельцы» своими руками изготавливают множество полезных «штуковин», начиная от стеллажей и поилок и заканчивая санями и плавсредствами.
В этой статье мы расскажем вам о том, как можно быстро и недорого изготовить катамаран из пластиковых (полипропиленовых) труб своими руками.
Велокатамаран своими руками из пластиковых труб
Долгожданный эксперимент состоялся: в минувшем походе в Киргизию вместо сломанной на Тентеке дюралевой продолины своего катамарана я использовал полипропиленовую PN20 40х6,7 мм (неармированную). Кат успешно прошел полноценный маршрут 6 к. с. (рр. Ой-Тал/Тар, Кекемерен, Малый Нарын) без обносов, в том числе пор. Лестница и Тура-Гоин-2 на Кекемерене (6В) и к-н Недоступный на Малом Нарыне (6В), пережил киль в Капчагайском прорыве Тара (6В) с заплывом вверх колесами, расклинивание в негабарите (там же), несколько менее значимых навалов на камни. Решение полностью себя оправдало, какой-либо разницы в поведении между ней и дюралевой трубой не замечено, состояние трубы за поход не изменилось. Преимущества полипропиленовой трубы перед дюралевой в следующем:
1. Динамическая прочность. Труба PN20 40х6,7 мм из полипропилена более устойчива к ударам, толчкам и вибрациям, чем 42х1,5 мм из д16т. Статическая прочность и жесткость ниже — но на продолинах это не критично, поскольку необходимую продольную жесткость судна обеспечивает давление воздуха внутри гондол. Есть катамараны без продолин вообще (куликовский «Казыр», например), на которых ходят реки того же уровня.
2. Полипропиленовой трубе не нужны торцевые заглушки. Торцы трубы я опалил на газовой плите, медленно вращая трубу на огнем — они стали округлыми и толстыми, что сведет на нет «эффект дырокола» при сминании оконечности катамарана.
3. Благодаря отсутствию заглушек внутри трубы не скапливается вода. В трубу с заглушками она медленно, но верно просачивается.
4. Цена. Полипропиленовую трубу PN20 40х6,7х2000 мм я купил в магазине обрезков за 230 р., лишние 200 мм ампутировал. Дюралевая труба 42х1,5х2000 мм обошлась бы в 800-1000 р., да и то если ее удалось бы найти у нас в городе.
Проигрыш только в одном: в весе. Полипропиленовая труба 40х6,7х1800 мм тяжелее, чем дюралевая 42х1,5х1800 мм, на 300 г — это около 30% массы. То есть при замене всех продолин катамарана на полипропиленовые вес судна увеличится на 1200 г. Но преимущества решения, на мой взгляд, весомее, так что могу смело рекомендовать — во всяком случае, тем, кому тяжело раздобыть дюраль подходящих характеристик.
P.S. На поперечины катамарана такие трубы, естественно, не годятся.
На прилагаемых фотках — фрагменты судна на стапеле, прохождение пор. Цейтот (р. Тар, 6А), пор. Лестница (р. Кекемерен, 6В), 1-я ст. к-на Недоступный (р. Малый Нарын, 6В).
Источник
Почему катамаран?
Вариантов плавсредств существует масса, как и их предназначений. Для тех, кто проживает вблизи водоемов, а особенно для тех, у кого преодоление водной преграды является жизненной необходимостью, катамаран подойдет идеально. Такой вариант судна имеет массу преимуществ перед байдарками, лодками или яхтами.
- для изготовления катамараны из пластиковых труб требуется минимальное количество материала. К тому же, вполне могут быть использованы остатки от недавнего монтажа канализации или водопровода;
- катамаран имеет небольшой вес, поэтому не доставляет проблем в вопросах транспортировки;
- благодаря особенностям конструкции – два баллона, соединенные палубой, такое плавсредство имеет высокие мореходные качества, прочность, надежность и достаточную скорость движения;
- возможность размещения необходимого количества мест для сидения;
- на катамаран можно установить двигатель любого типа.
Из чего состоит катамаран?
Катамаран имеет большое количество особенностей конструкции, в сравнении с другими плавсредствами.
Основой для катамарана служат пластиковые трубы большого диаметра
Именно поэтому нужно подробно знать его составляющие, прежде чем приступать к чертежам и монтажным работам.
- Первая, и самая главная, часть катамарана – поплавки. Это две камерные конструкции, расположенные по бокам плавсредства. Их непосредственная задача – удерживать судно на плаву. Баллоны могут быть изготовлены из разных материалов, ограничивающих внешний периметр поплавка. Для этого используют пленку, из которой изготавливаются надувные баллоны, пенопласт или трубы ПВХ.
- Соединительная рама. Она может быть выполнена из любых материалов, начиная от все тех же пластиковых труб и заканчивая деревом или металлом. Чем легче рама катамарана, тем меньший размер могут иметь поплавки.
- Палуба. Эта часть создается для размещения пассажиров, багажа и прочего, что будет транспортироваться по воде.
- Руль. Функцию руля у любого плавсредства выполняет подводная лопасть, которая для движения прямо устанавливается параллельно движению, для поворота отгибается в ту или иную сторону с помощью выведенной на палубу поворотной ручки.
- Весла, педали, мотор или любое другое устройство, приводящее катамаран в движение.
VlCT0R 05.12.2011 — 10:58
Заинтересовался таким вот вопросом: Можно ли сделать раму для катамарана из полипропиленовых труб.
Понимаю, что эти трубы имеют меньшую жесткость, чем дюралевые, но в этом случае можно создать не жесткую раму, а эластичную (мягкую). При этом цена рамы снизится на порядок.
Примерная схема будущего рамы (для катамарана-шестерки): — продолины из труб 25*4,2 — 8 штук по два метра; — поперечины из труб 40*6,7 — 6 штук по два метра (делается рама с бОльшим количеством поперечин для их разгрузки от поклажи); — соединители для продолин из труб 40*6,7 — 4 штуки по метру (крепление к продолинам пока продумывается).
Так как трубы для продолин имеют внешний диаметр на 1,6 мм меньше, чем внутренний у поперечин, то при перевозке можно будет их вкладывать одну в другую. При этом объем поклажи будет даже немного меньше, чем у классической рамы (с четырьмя поперечинами). Ориентировочная масса рамы ожидается в районе 17-18 кг (тоже немного меньше классического варианта).
Основной вопрос: есть ли в этом варианте изготовления рамы «подводные камни»?