Шибер: основное назначение, разновидности и преимущества использования


Любую трубопроводную магистраль промышленного, коммунального или бытового назначения невозможно представить без запорной арматуры. Одним из ее представителей является шиберная задвижка, находящая широкое применение при транспортировании определенного типа рабочих сред.

Стоит отметить, что арматура шиберного (ножевого, гильотинного) типа не применяется в быту и используется в основном в промышленных трубопроводах. В связи с этим она имеет отличное от аналогичных задвижек конструктивное исполнение и размерные параметры.

Рис. 1 Шиберная задвижка в трубопроводных линиях

Предназначение и применение

Вентиляционный шибер – это обычный заслон, клапан, основное назначение которого – регулировать воздушный поток. Он может использоваться для усиления или уменьшения потока воздуха, а при необходимости и для полного его прекращения. В самом общем виде шибер для вентиляции выглядит, как плоская заслонка, имеющая толщину около 1 мм. Изготовляется он преимущественно из оцинкованных стальных листов.

Конечно, вентиляционная система будет спокойно работать и без шибера, однако будет ли она качественной? Ведь вентилирование помещений при любых условиях и обстоятельствах будет всегда одинаковым. Другое дело, когда вентиляционные системы оснащаются шиберами. В таком случае появляется возможность полного контроля притока свежего воздуха и уменьшения или увеличения его количества в помещении при необходимости.

Итак, разобравшись, что такое шибер и для чего его применяют в вентиляционных системах, рассмотрим, какие же они бывают.

Разновидности вентиляционных шиберов

Современное производство предлагает максимально разнообразный набор клапанов, предназначенных для использования в вентиляционных системах. Однако всю существующую совокупность видов шиберов можно сгруппировать по нескольким категориям:

КатегорияВиды клапанов
ФормаКруглый, прямоугольный
Конструктивное исполнениеВыдвижной, поворотный
Тип управленияРучной, с электроприводом, пневматический, гидравлический
Способ установкиУстановка в раструб, установка при помощи фланцев
МатериалИз нержавеющей стали, из легированной стали, из хромированной стали

Форма шиберов обуславливается формой вентиляционной шахты – чаще всего применяются круглые задвижки, однако в отдельных случаях необходимы клапаны именно прямоугольной формы:

  • Имеется необходимость в скрытии шибера при обеспечении минимально возможного использования пространства.
  • При монтаже вентиляционных систем, использующих электронагреватели, поскольку они сами преимущественно прямоугольные.

Способ установки

Монтаж шиберных заслонок выполняется четырьмя методами:

  • Сварным — торцевые части труб и патрубки арматуры спаиваются с использованием сварочного оборудования. Получается надежный герметичный, но неразборный узел.
  • Фланцевым – если торцевые части задвижки оснащены фланцами – круглыми или квадратными пластинами с отверстиями, в торцах труб также устанавливают фланцевые переходники. Для соединения элементов трубопровода фланцы совмещают и стягивают болтами, получая разъемный узел.
  • Резьбовым – патрубки имеют резьбу, соединение выполняется при помощи накидных гаек. Метод используется редко, так как резьбовый узел от вибрации рабочей среды разбалтывается и нуждается в периодическом подтягивании.
  • Закладным – корпус укладывается горизонтально между участками вертикальной трубы или шахт, узел цементируется. Используется только при монтаже дымовых шахт отопительных агрегатов.

По способу установки выделяют два вида задвижек:

  • муфтовая – имеет полноценный корпус с патрубками, может присоединяться фланцевым, сварным и резьбовым способом;
  • межфланцевая – корпус не имеет патрубков, в отдельных случаях корпус представляет собой только раму с седлами, такая задвижка устанавливается в разрез трубопровода или пазы в дымоходной шахте и присоединяется сварным, фланцевым или закладным методом.

Что такое шиберная задвижка

Шибер для вентиляции – это специальный клапан, основная задача которого заключается в полном или частичном перекрытии воздушных потоков или же сыпучих и жидких материалов. Детали подобного рода, помимо систем вентиляции, также широко используются в различных водоотводах, каналах сточных вод и т.д.

Существует две основных разновидности описываемого механизма: горизонтальный и поворотный шибер. Второй также иногда упоминается как «дроссельная заслонка». В отличие от механизма горизонтального типа, она достаточно ненадежна, поэтому к ее использованию прибегают только лишь в тех случаях, когда установка горизонтального шибера невозможно по технически причинам.

Задвижка воздуховода чаще всего используется в дымоходах, созданных из кирпича или стали. Для обеспечения полного закрытия канала, она обладает перфорированной формой. Это требования обязательно для выполнения в целях соблюдения противопожарных требований безопасности. Также стоит отметить, что существуют автоматические задвижки воздуховода с электроприводом. Процесс закрытия и открытия такого механизма осуществляется дистанционно по нажатию одной кнопки.

Классификация

Современная промышленность производит множество видов шиберных задвижек для вентиляции, которые отличаются друг от друга по множеству параметров. Конструкции шиберов различаются:

  • по форме – круглые и прямоугольные;
  • по конструктивному исполнению шибер может быть выдвижным или поворотным;
  • по типу управления – ручной, автоматический (электрический привод), пневматический, гидравлический;
  • по способу монтажа – с использованием фланцев или же по методике установки в раструб;
  • по материалу изготовления – антикоррозионная, легированная или хромированная сталь.

Внешняя форма задвижки зависит от структуры вентиляционной системы, в которую она будет устанавливаться. Однако в частных ситуациях, можно устанавливать исключительно шиберы прямоугольного типа. Таких случаев два.

Круглый

Как уже было сказано, используемая форма шибера зависит от формы вентиляции. Соответственно, применение круглого шибера для воздуховода возможно лишь в том случае, если его форма совпадает с трубами системы.

Прямоугольный

Прямоугольный шибер для вентиляции используется гораздо чаще, чем задвижки круглой формы. Помимо труб, его также можно устанавливать в дымоходы, водоотводы, системы сточных вод и т.д.

Более того, в некоторых ситуациях, для вентиляции можно использовать исключительно прямоугольный шибер. Таких случаев два.

  1. В случае наличия необходимости скрытия задвижки при условии минимального количества свободного места.
  2. В процессе установки систем вентиляции, конструкция которых предусматривает использования электрических нагревателей.

Конструктивные особенности устройства

Устройство шиберной или «ножевой» задвижки довольно простое. Она состоит:

  • Из корпуса, представляющего собой тройник с центральным расширением и полыми ответвлениями. Может оснащаться крышкой.
  • Седел. Эти элементы выполняют направляющую функцию, обеспечивают герметичность затвора.
  • Запорного узла (заслонки). Этот элемент расположен перпендикулярно потоку среды, регулирует пропускную способность задвижки.
  • Штока в верхней части корпуса, отвечающего за перемещение заслонки.
  • Механизма управления — винта, рычага, привода.
  • Сальникового узла, обеспечивающего герметичность пары шток-корпус.

Устройство шиберной задвижки достоинства и недостатки:

Основное преимущество арматуры — простота конструкции, малое гидравлическое сопротивление и возможность применения для транспортировки сред с твердыми включениями.

Недостаток — невысокая герметичность, большая строительная высота. Такие изделия нельзя применять для переноса опасных веществ, утечка которых может быть критичной.

Виды шиберных заслонок

  • Классическая дроссельная задвижка поворотного вида. Функционирует такой шибер за счет вращательного движения внутри воздуховода. Состоит такая шиберная установка из металлического корпуса и съемного вращательного диска. В случае длительного применения он может стать неисправным, но заменить деталь будет несложно. Выполнить данную процедуру можно собственными силами. Всю конструкцию дроссельной установки классического типа даже при отсутствии определенных умений по силам сделать своими руками. Это вид шибера отличается удобным использованием, ему не требуется постоянный контроль владельца недвижимости.
  • Воздушная шиберная задвижка дымохода. Относится к регулирующим деталям, контролирующим количество топлива в топочной камере. Управление рабочим процессом осуществляется автоматически.

Сфера применения

Шиберная арматура способна выполнять всего две функции: перекрытие и регулировка потока, но благодаря конструктивным особенностям и вариативности исполнения, применяется в различных сферах:

  • бытовое и промышленное водоснабжение и водоотведение;
  • системы переработки сточных вод;
  • транспортировка газа, нефти и продуктов их переработки;
  • горнодобывающая промышленность;
  • производство пищевых и непищевых товаров народного потребления;
  • вентиляционные системы различного назначения.

Обратите внимание! В системах водоснабжения и водоотведения чаще всего используются клиновидные задвижки. Для остальных сфер применяют в основном ножевую арматуру, как более простую и надежную.

Шиберная задвижка для дымохода

Отдельного внимания заслуживает самая первая из шиберных задвижек – дымоходная. Она имеет давнюю историю и очень простую конструкцию: нет ни управляющего механизма, ни уплотнителей, только седла и заслонка-нож.

Это интересно! Устройство имеет немецкое происхождение, и название «шибер» означает «заслонка» или «задвижка» по-немецки. Поэтому весь запорно-регулирующий механизм и сам нож-затвор называют шибером.

Старинные печи и камины без задвижки не возводились, так как других способов регулировки тяги не существовало.

Ножевой затвор – прямоугольная чугунная пластина с ручкой – устанавливалась поперек дымохода. В стенках дымовой трубы на высоте чуть больше человеческого роста делались пазы, в которые устанавливалась чугунная рама, позволяющая задвижке свободно ходить вперед-назад, – она и служила комплектом седел. Ручка пластины-затвора выступала за пределы дымовой шахты, что позволяло устанавливать положение шибера от полностью открытого до полностью закрытого, плавно регулируя или полностью перекрывая поток воздуха в трубе.

Рекомендуем ознакомиться: Как правильно паять пластиковые трубы?

При открытой задвижке тяга в дымоходе максимальная, дымовые газы отводятся в полном объеме, но и теплый воздух из помещений улетает в трубу. Обычно полностью открывают заслонку при растопке теплового прибора, а затем регулируют ее положение, добиваясь оптимальной тяги, при которой и огонь горит, и дом нагревается. Когда топливо прогорает и прекращается образование дыма, закрывают задвижку, чтобы не выпускать нагретый воздух через дымоход.

Современные печи, камины и котлы, особенно твердотопливные, по-прежнему нуждаются в этом нехитром механизме регулировки тяги. Но с появлением разнообразия в материалах для возведения дымохода появилась и необходимость модифицировать задвижки. Для дымовых шахт и комбинированных дымоотводящих конструкций прямоугольной формы до сих пор популярны чугунные шиберные задвижки. Круглые трубы приходится дорабатывать, устанавливая врезку с седлами, чтобы шибер мог свободно двигаться поперек дымохода.

Обратите внимание! Круглые дымоходы также оснащают поворотными задвижками, называемыми дроссельными заслонками. Так как этот механизм тоже выполняет функцию регулировки потока, его иногда называют поворотным шибером. Однако такая заслонка имеет совершенно другой механизм работы, более напоминающий поворотный клапан, а не классический ножевой затвор.

Конструкция и принцип работы

Шибер состоит из двух элементов – неподвижного корпуса и подвижного затвора. В зависимости от направления движения затвора бывают выдвижные и поворотные модели. Самое простое строение у выдвижной задвижки, которую еще называют шиберным ножевым затвором. В нем перемещение затвора происходит перпендикулярно движению воздуха в канале – тонкая пластина выдвигается и легко перекрывает поток. В поворотных (дроссельных) моделях затвор поворачивается вокруг своей оси, постепенно блокируя проход в воздуховоде. Чем проще строение шиберного элемента, тем выше его надежность и дольше срок службы. Традиционно самыми надежными и неприхотливыми в эксплуатации считаются выдвижные задвижки.

Функции, назначение и характеристики

Шибер – это перегородка, которая находится внутри дымохода. Она повторяет форму и площадь его сечения и в закрытом состоянии практически полностью перекрывает его. Изменение положения шибера позволяет увеличивать или уменьшать отверстие трубы дымохода, усиливая или ослабляя воздушный поток. С помощью заслонки можно прекратить движение воздуха после растопки печки.

Шиберная заслонка представляет собой тонкую металлическую пластинку, регулируемую вручную с помощью специальной ручки. Последняя находится снаружи трубы дымохода, чтобы пользователь мог вручную регулировать положение пластинки.

В зависимости от конструкции и типа заслонки, она устанавливается с помощью специальной металлической рамы, либо вставляется внутрь трубы и фиксируется осевым прутом.

Важно! Не следует думать, что заслонка полностью герметизирует трубу в положении «закрыто». Согласно требованиям пожарной безопасности, в заслонке должно быть небольшое отверстие, через которое происходит слабый газообмен.

Шибер в дымоходе выполняет следующие функции:

  • увеличивает силу тяги при сложных погодных условиях;
  • повышает интенсивность горения в топке за счет усиления притока кислорода;
  • уменьшает тягу при сильном гуле в печной трубе во время сильного ветра;
  • экономит топливо за счет уменьшения интенсивности горения;
  • предотвращает утечку тепла после прогрева каменки.

Очень важно! Закрывать дымоход шибером можно только после того, как дрова полностью сгорели и пламя погасло. Если преждевременно закрыть заслонку, то это может привести к опасной ситуации из-за выделения большого количества угарного газа в помещение. Если шибер закрыть поздно, то эффективность топки печи будет снижен, т.к. большая часть тепла уйдет через дымоход наружу.

Поворотный дроссельный


поворотный дроссельный шибер
Поворотные задвижки не так широко распространены по сравнению с предыдущим вариантом. Функционирование основано на пруте, который расположен в центре. На нём устанавливается металлический лист с вращением вокруг собственной оси. За счёт этого пространство регулируется, перекрывается при необходимости.

Это простая конструкция, которую без проблем можно изготовить собственными силами. Но движущаяся часть механизма не может похвастаться высокой надёжностью. Требуется периодическая замена, связанная с дополнительными тратами.

Для установки применяют раструбный и фланцевый метод. Различия кроются в элементах для крепления, которые становятся актуальными в каждом случае.

Изготовление своими руками

Самостоятельное изготовление и установка невозможны без таких приспособлений под рукой:

  1. Маркеры.
  2. Циркуль.
  3. Рулетка.
  4. Керн.
  5. Сварка с электродами.
  6. Тиски.
  7. Плоскогубцы.
  8. Молотки.
  9. Метчик и масло, чтобы смазывать резьбу.
  10. Дрель.
  11. Отрезной и шлифовальный абразивные круги.
  12. Болгарка.


изготовление шибера

Обязательно наличие листа нержавеющей стали отечественной марки 12×18н10т. Допустима её замена на импортный аналог AISI304. Стоимость выше, но срок службы тоже более продолжительный.

Минимальная толщина листа – 1,5-2,5 мм.

Понадобятся и другие материалы:

  • Прут для рамки из металла.
  • 2 болта на 8 мм.
  • Нержавеющая трубка на 6 мм.

Технические характеристики

Конструкция шиберов полностью зависит от места их установки, температуры воздушных масс и формы воздуховодов. Все задвижки имеют абсолютно гладкую поверхность, что продиктовано работой в условиях перепадов температур и необходимостью регулярной очистки. Кроме того, заслонка должна иметь перфорацию либо быть оборудована щелевым отверстием. Это не позволит полностью закрыть приток свежего воздуха в помещение и обеспечит сохранение благоприятного микроклимата.

Шиберы бывают выдвижными и поворотными. Первые используются в вентсистемах с принудительной циркуляцией воздушных потоков, и представляют собой прямые задвижки, выполненные из стали. Их устанавливают перпендикулярно направлению движения потока. Такая конструкция позволяет контролировать объём прохождения воздуха и, при необходимости, изменять его.

Поворотные модели, именуемые дроссельными заслонками, могут устанавливаться на вентиляции с естественной тягой. Модели представлены в виде закреплённой на оси пластины, и приводятся в действие при помощи поворотной ручки. Ручка, в свою очередь, закрепляется на пластине посредством болта и гайки-барашка, и открывает задвижку на 10 градусов при каждом повороте. Все детали клапана изготавливаются из оцинкованной стали, и при необходимости дополнительно окрашиваются.

В приточно-вытяжных системах установка шиберов производится в разрыв воздуховода перед вентилятором. Такое расположение заслонки не позволяет электродвигателю вентилятора перегреваться: при запуске вентилятора заслонку закрывают, а после того, как количество оборотов достигнет рабочих параметров – открывают. В данном случае шибер выступает в роли пусковой заслонки, что увеличивает эффективность работы вентилятора и продлевает срок его службы.

Устройство шиберной задвижки и материалы ее изготовления

Основными узлами типовой шибер-задвижки являются:

Корпус. Состоит из основной части и крышки (во многих конструкциях имеет стойку с бугельным узлом), соединяемых между собой болтами. Основные материалы изготовления корпусных деталей — углеродистая сталь марки WCB (аналоги литьевые стали 20Л, 25Л, 30Л), нержавейки (например 20Х13, CF8, CF8M, AISI 304, AISI 310, AISI 316), серый (СЧ20, СЧ25) и высокопрочный шарографитовый чугун (ВЧШГ) марок GG-40 или GG-25.

К эксклюзивным материалам изготовления корпусов можно отнести алюминий, бронзу и ураниус AISI 904L.

Обычно корпуса задвижек покрывают эпоксидным или порошково-эпоксидным компаундом синего цвета толщиной около 250 мкм.

Шибер. Чаще всего затворную пластину выполняют из коррозионно устойчивых металлических сплавов, которыми являются нержавейки AISI 304, AISI 310 или AISI 316.

Шпиндель. Элемент отвечает за перемещение затворной пластины, обычно выполняется из нержавеющей стали (20Х13).

Рис. 4 Материалы изготовления уплотнений в изделиях марки СМО и их разновидности

Уплотнения седел. Основные материалы седельных уплотнений в шибер-задвижках:

EPDM — этилен-пропилен-диеновый эластомер (ЭПДМ) используется в качестве уплотнителя при транспортировке сред рабочей температурой в + 90 °С и максимальной не более + 125 °С.

NBR — акрило-нитрил-бутадиеновый каучук, обладает относительно невысокой термостойкостью с максимальным порогом не более + 90 °С, при его использовании температура рабочей среды не должна быть выше + 80 °С.

Viton (FKM, FPM) — класс синтетических фторированных каучуков (СФК), обладающих максимальным температурным порогом в + 200 °С, могут длительное время эксплуатироваться при температуре + 180 °С.

PTFE (ПТФЭ) — известный многим фторопласт белого цвета с мыльной на ощупь поверхностью. Материал обладает очень низким коэффициентом трения и наивысшей термостойкостью среди всех уплотнителей в + 270 °С. Его в основном используют в качестве сальникового уплотнения, при работе в седлах фторопласт не обеспечивает 100% герметизацию.

Нитрил (Nitril) — синтетический бутадиен-нитрильный каучук (резина), стойкий к воздействию нефтепродуктов, масел, кислот и щелочей слабой концентрации. Выдерживает рабочие температуры до + 90 °С.

Hypalon (CSM) — продукт от компании Дюпон (DuPont), представляющий собой хлорсульфированный полиэтиленовый эластомер ХСПЭ (полихлоросульфат, CSPE). Хайпалон является каучуком общего применения с хорошими механическими свойствами и высокой устойчивостью истиранию, износу и агрессивным химическим реагентам. Максимальный температурный порог резин на основе ХСПЭ доходит до + 120 °С.

Силикон (Silicone) — кремнийорганический силиконовый каучук является эластичным материалом, способным функционировать в диапазоне температур от — 60 до + 300 °С (выдерживает 500 часов). Максимальная рабочая температура силиконовой резины при сроке эксплуатации в 20 лет — + 120 °С. Силикон устойчив к окислителям, маслам и органическим растворителям, имеет низкий коэффициент остаточной деформации, то есть легко восстанавливает свою форму. К недостаткам кремнийорганической силиконовой резины можно отнести ее недостаточно высокую прочность при растяжении на разрыв в сравнении с другими эластомерами.

Рис. 5 Конструкция шибер-задвижек по ГОСТ Р 55020-2012

Набивка сальника. В шибер задвижках сальник обеспечивает герметизацию в корпусе перемещающейся плоской пластины и имеет форму внутренней поверхности, соответствующую вытянутому прямоугольном шиберу. В качестве его набивки и кольцевых прокладок выступают следующие материалы:

  • Сухое хлопчатобумажное волокно, используется в установках общего назначения, работающих с твердыми сыпучими материалами.
  • Промасленное хлопковое волокно. Представляет собой сплетенные нити, пропитанные консистентной смазкой. Является набивкой для типовой запорной арматуры, работающей под давлением.
  • Хлопчатобумажное волокно с ПТФЭ – это набивка общего назначения из плетеных волокон хлопка с тефлоновой пропиткой.
  • Тефлоновое акриловое волокно. Представляет собой пропитанные тефлоном по технологии вакуумной дисперсии синтетические нити из акрила. Является типовой набивкой для задвижек, эксплуатируемых под давлением в среде агрессивных жидкостей (масла, окислители, щелочи и кислоты) или со взвешенными частицами.
  • Волокнистый (смазанный) ПТФЭ. Фторопластовые волокна с диагональной системой переплетения могут функционировать при высоких скоростях перемещения шибера практически в любой агрессивной среде, а также содержащей твердые фракции.
  • Термостойкое волокно из графита, представляет собой диагонально переплетенные нити, пропитанные смазкой из аналогичного материала. Набивка является универсальной, так как способна выдерживать не только высокие температуры паров, газов и жидкостей, но и их агрессивный химический состав. Графит не боится масел, растворителей, подавляющего числа щелочей и кислот.
  • Керамическое волокно используется в шиберных затворах, работающих с высокотемпературным воздухом или газами при низких давлениях.
  • Фторопласт PTFE, нитрил и ЭПДМ применяются в качестве прямоугольных прокладок.

Расчёт размера

Причиной неправильной работы воздухоотвода может стать даже лишний зазор в несколько миллиметров.

Пошаговые действия для решения вопроса выглядят следующим образом:

  1. Сначала берут рулетку, чтобы измерить величину внутреннего канала.
  2. К результату прибавляют 20-30 мм. Итог – размер наружной рамки.
  3. Проём для выпуска газа обязателен для готовой задвижки.
  4. Положение для сварочных отверстий тоже отмечают точно, насколько это возможно.

Особенности монтажа

В большинстве случаев, задвижка для вентиляции устанавливается непосредственно перед выходом вентилятора. В случае, если их расположение совпадает, то конструкция называется пусковым шибером, тогда ее задача заключается в защите силовой установки вентилятора от перегрева.

Нужно понимать, что запускать вентилятор нужно только лишь тогда, когда шибер находится в закрытом положении. В противном случае на него будет влиять дополнительная нагрузка, что в свою очередь достаточно быстро приведет к выходу из строя электрического оборудования.

Важно!

если вы решили установить шибер в вентиляцию с прямым дымоходом своими руками, то вам необходимо знать, что в дальнейшем осуществлять техническое обслуживание и чистку такой конструкция достаточно сложно.

Как и любая другая конструкция, шиберная задвижка обладает своими особенностями монтажа. Различают два основных способа ее установки:

  • методика труба в трубу – механизм устанавливается в дымоход за счет своей конструкцию, такой принцип не подразумевает использование дополнительных крепежных элементов;
  • запорное устройство монтируется перед выходом из дымохода или же в печке, соответственно, становясь частью общей конструкции, в этом случае максимальное значение высота, на которой может располагаться шибер, не может превышать отметку в один метр.

Также имеется еще один метод монтажа шибера – фланцевый. В процессе его использования нужно уделять внимание двум факторам:

  • крепежные элементы, которые фиксируют отвод дыма, должны быть расположены на небольшом расстоянии от шибера, устанавливать их вместе с основным механизмов нельзя;
  • все крепежные элементы должны располагаться исключительно с одной стороны фланца;
  • в процессе монтажа соединения фланцевого типа нужно обеспечивать дополнительную герметизацию.

Использование задвижек в печи позволяет обезопасить себя от отравления угарным газом. Информация о способе сохранения тепла в печи передается из поколения в поколение. Все очень просто, пока горит пламя – заслонка не должны быть закрыта полностью. Как только огонь погас, шибер можно полностью закрывать.

Задвижку, впрочем, как и любой другой механизм, создание которого не требует обязательного наличия специализированных инструментов, можно без проблем сделать самостоятельно. Для этого достаточно обладать минимальными теоретическими знаниями и базовыми навыками работы.

Бесфланцевое соединение

Условия эксплуатацииИспользуемые материалы
Температура до 40 градусовГерметизирующая лента ‘Герлен’
Температура до 70 градусов при круглом сечении воздуховодаМастика ‘Бутепрол’
Температура до 60 градусов при круглом сечении воздуховодаТермоусадочные манжеты, термоусадочная лента

Помимо этого: практикуется герметизация раструбных соединений силиконовыми герметиками. СНиП не запрещает их использование: по окончании списка которых рекомендуют материалов в нем оговаривается возможность применения способов герметизации, не вошедших в данный список.

Фланцевое соединение

Условия эксплуатацииИспользуемые материалы
Транспортировка воздуха с температурой до 70 градусовПоролон, полимерный мастичный жгут, разные виды резины (включая пористую)
Транспортировка воздуха с температурой более чем 70 градусовАсбестовый картон, асбестовый шнур
Транспортировка паров кислотКислотостойкая резина

Для фланцевых соединений СНиП раздельно оговаривает кое-какие особенности сборки.

  • Подвес либо опора, крепящие воздуховод, не должны приходиться на фланец.
  • Все болты должны размешаться с одной стороны от фланца.
  • При горизонтальном положении фланца болты должны находиться сверху от него, гайки — снизу.

Установка задвижек дисковых на новом трубопроводе

  1. Установить задвижку между фланцами, вставить стяжные болты и шпильки, отцентровать задвижку между фланцами, произвести предварительную затяжку крепежа.
  2. Выставить шиберную задвижку с фланцами по оси трубопровода.
  3. Прихватить сваркой фланцы к трубопроводу.
  4. Извлечь задвижку из межфланцевого пространства.
  5. Внимание: категорически запрещается производить приварку фланцев к трубопроводу, когда шиберная задвижка посажена между фланцами, т. к. могут иметь место повреждения уплотнения!
  6. После удаления задвижек произвести окончательную приварку фланцев, затем дать узлу охладиться.
  7. Установить задвижку на свое место вместе с межфланцевыми прокладками, отцентрировать ее, установить и наживить крепеж.
  8. Осторожно и равномерно по перекрестной схеме произвести затяжку стяжных болтов и шпилек. Обратить внимание на то, чтобы фланцы при этом сохраняли соосность и параллельность друг другу.

Самостоятельная установка шиберной задвижки

Если необходимо смонтировать шибер для кирпичной печи, находящейся в доме, следует поступить так:

  • прежде всего, выкладывают первый ряд трубы дымохода из кирпичей;
  • далее выполняют следующий кирпичный ряд и делают в нем отверстие для шиберной задвижки;
  • В одном из кирпичей, выложенных во втором ряду, нужно создать паз для ручки для задвижки камина, печки.

Паз представляет собой выемку или щель, куда может поместиться предмет определенного размера. Это простая работа, с которой способен справиться каждый.

Также шибер устанавливают для нагревательных котлов. Он позволяет управлять отводом газовых частиц, что приводит к повышению КПД и экономному расходованию топливных ресурсов.

Шиберная заслонка является основной гарантией противопожарной безопасности при организации печного отопления, она обязательная деталь в вентиляционной трубе, дымоходе и котле.

Шибер представляет собой одну из разновидностей регулирующего и запорного устройства, предназначенного для установки в вентиляционную систему. Устройство данного элемента совсем не сложное, по принципу действия и внешнему виду деталь похожа на печную задвижку для трубы.

Главной составной частью шибера считается металлический лист, перекрывающий при необходимости поток воздуха.

Подготовка к использованию

Перемещение материала должно осуществляться к месту работы в закрытой упаковке производителя. При любых работах с шиберной задвижкой нельзя приводить в действие исполнительный механизм. Необходимо предоставить прямой доступ к задвижке с целью удобства ее обслуживания. Перед работами представленная продукция подвергается проверке на предмет брака и неисправностей. Это необходимо для своевременной нейтрализации проблемы.

Проверке подвергаются: • Внешний вид упаковочного материала, его состояние; • Состояние поверхности монтажа; • Наличие инструкции, документов по эксплуатации. Проверку на герметичность делать не обязательно. Ее гарантирует непосредственно изготовитель продукции.

Частые ошибки и проблемы при установке

Есть несколько проблем, с которыми сталкивается большинство владельцев такой конструкции:

  1. Устанавливают ручки, которые не позволяют отслеживать положение задвижки.
  2. Угарному газу некуда выходить, отверстия нет.
  3. Поверхность недостаточно гладкая.
  4. Применение тонких марок стали, либо нержавеющей разновидности с низким содержанием никеля. Такие изделия быстро выходят из строя по причине деформации под воздействием высоких температур.
  5. Дымоход из металла с чугунной деталью внутри. Совместимости у таких деталей друг с другом нет.
  6. На участках с утеплением монтируют задвижку. Расширение теплового типа приводит к заклиниванию.

Зачем нужна шиберная заслонка для дымохода


Шибер дымохода
Обязательными элементами печного отопления являются заслонки для дымохода. Традиционно, их основной функцией было сохранение тепла. Закрытая задвижка перекрывала возможность выхода продуктов горения в дымоход. В результате печь не просто нагревалась, а аккумулировала тепло, за счет того, что горячие дымовые газы не могли выйти наружу и отдавали свою тепловую энергию каналам. Но жизнь, как известно, не стоит на месте и технический прогресс тоже. Поэтому появилась возможность еще больше увеличить КПД кирпичной печи с помощью такого элемента, как шибер для дымохода.

Что дает шибер

Так же, как и традиционные заслонки для дымохода, шибер позволяет открыть или закрыть продуктам горения доступ в дымоход. Помимо этого он выполняет еще несколько полезных функций:

  • Регулирует тягу.
  • Сокращает расходование топлива.

В старых печах шибер, как правило, не устанавливался. Если хочется сделать печное отопление эффективнее, стоит установить это нехитрое устройство. Современные печи, как правило, уже имеют в комплекте фланец с шибером, но его можно приобрести и отдельно. Простейший шибер можно сделать и своими руками.

Прежде чем покупать или конструировать своими руками шиберную заслонку для дымохода, стоит разобраться с принципом ее работы. Во время топки печи задвижка частично перекрывает сечение трубы, позволяя дымовым газам выходить через трубу и, одновременно, регулирует силу тяги. После прекращения топки, путем полного закрытия заслонки для дымохода, выход газов прекращается. Регулирование силы тяги одновременно позволяет контролировать и изменять интенсивность и скорость горения топлива. В современных отопительных приборах шибер обязательно устанавливается в котлах.

От традиционной задвижки шибер отличается несколькими параметрами:

  • Устойчивостью к высоким температурам (выдерживает нагрев до +900 градусов).
  • Устойчивостью к коррозии.
  • Возможностью перекрыть дымоход во время топки до 85% его сечения.
  • Хорошими показателями теплопроводности.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]