Что такое и где используются
Задвижки являются распространённым типом запорной арматуры, применяемой для полного перекрытия движения среды для проведения ремонтных работ в системе или техобслуживания сантехнических приборов. Ими оснащаются практически любые трубопроводы диаметром от 15 мм до 2 м в системах подачи горячей/холодной воды и нефтепродуктов, эксплуатирующихся с постоянным высокоскоростным движением среды под давлением до 25 МПа. Они обладают сравнительно простой конструкцией, небольшой строительной длиной, малым гидравлическим сопротивлением, пригодны для эксплуатации в условиях разной сложности, могут управляться вручную или с помощью электропривода.
Для отключения газового оборудования чаще всего устанавливаются задвижки типа «Лудло» с выдвижным шпинделем.
Если задвижки в основном используются в качестве запорных устройств, то водопроводные запоры выполняют обе функции трубопроводной арматуры. Они имеют возможность не только останавливать поток, но и регулировать расход воды. Однако они ограничены по допустимому значению рабочего давления — до 2,5 МПа.
Как подбирают кран?
При покупке крана, учитывают ряд нюансов:
- назначение запорного элемента – рукоять окрашивают в определенный цвет, исходя из характера использования; устройства для газопроводов обозначают черной или желтой окраской, для холодной воды – голубой, горячей – красной;
- способ установки – в бытовых сетях кран с монтажом на резьбовых соединениях; если рабочая среда предполагает кислотные или щелочные составы, жидкости, нагретые до высоких температур, применяют арматуру под приварку.
Рис. 11. Внешний вид шарового крана для газа
Изделие подбирают по следующим критериям:
- диаметру условного прохода – зависит от размера трубы; в быту применяют запорную арматуру от 15 до 50 мм;
- типу подсоединения – удобнее изделие с резьбовой фиксацией накидными гайками («американками»);
- предельному рабочему давлению – этот показатель маркируют на корпусе; принимают по характеристикам сети, подбирая запорный элемент с запасом;
- материалу корпуса – учитывают состав рабочей среды, вид трубопровода; для водопровода применяют латунные или пластиковые краны;
- качеству затворного элемента – оценивают визуально, по отсутствию заеданий и неравномерности при работе;
- дате выпуска – не стоит покупать товар, пролежавший на складе пять лет и более;
- торговой марке – предпочтение отдают продукции известных брендов.
Покупаемый кран внимательно осматривают, чтобы исключить внешние дефекты и повреждения – сколы, зазубрины, трещины на корпусе, деформацию элементов. Проверяют комплектность товара.
Покупая долговечный и дорогой латунный кран, важно исключить подделку – дешевое силуминовое устройство. Настоящее изделие определяют по весу. Необходимо потребовать от продавца сертификаты и паспортную документацию, подтверждающие качество продукции.
Ошибки при покупке приведут к тому, что изделие придется экстренно менять, когда владелец не будет готов к данной ситуации.
Конструкция и принцип действия
Конструкция водопроводной задвижки состоит из трёх основных узлов:
- Корпуса с крышкой, в полости которого располагаются запорные детали и удерживается определённая часть рабочего вещества под давлением. Корпус представляет собой полую цельнолитую или разборную конструкцию из стали, чугуна или цветных металлов. Все его поверхности защищены от воздействия коррозии эпоксидной смолой. У корпуса имеются два патрубка (входной и выходной), которыми устройство соединяется с трубопроводом.
- Запорного узла, состоящего из двух сёдел и затвора. Седла имеют параллельное или угловое по отношению друг к другу расположение, к их уплотнительным поверхностям при срабатывании задвижки на закрытие прижимается своими уплотнительными поверхностями запорная деталь. Центрирование запора обеспечивают направляющие в форме вертикальных цилиндров с пазами, изготовленных из износостойкой пластмассы или являющиеся выступающей частью внутренней поверхности корпуса. Сам запор в зависимости от модификации задвижки может иметь форму клина, одного или двух дисков;
- Узла управления. В его состав входит винтовой шток (шпиндель), маховое колесо и резьбовая втулка, при помощи которой происходит преобразование крутящего момента в поступательное перемещение затворной детали. Ходовой узел может находиться в верхней части полости корпуса устройства или располагаться вне его. Отверстие, через которое шпиндель выходит из корпуса герметизирует специальный уплотнитель, функционирующий по принципу сильфона или сальника.
Принцип её работы заключается в следующим:
- маховик приводится в движение вручную или от электрического привода;
- усилие передаётся через резьбовое соединение штоку, который перемещает затвор по направляющим перпендикулярно потоку;
- запорная деталь плотно прижимается к сёдлам и останавливает перемещение потока жидкости в трубопроводе.
Чтобы открыть задвижку маховое колесо поворачивают в обратную сторону.
Шаровые краны
Шаровым краном называют запорный элемент с затворным устройством в виде шара со сквозным отверстием, заключенным в корпус, при плотном прилегании к поверхностям седла.
Рис. 7. Внешний вид шарового крана
Шаровой кран состоит из следующих узлов:
- цельносварного или разборного корпуса;
- штока с кольцевыми уплотнениями;
- затвора в виде шара с зеркальной полировкой поверхности;
- седельных уплотнений, герметизирующих соединение;
- ручки в виде бабочки или рычага, закрепленного на штоке гайкой.
Принцип работы основан на развороте отверстия затворного элемента, с изменением расположения сквозного отверстия в шаре относительно потока рабочей среды.
Рис. 8. Принцип работышарового крана
Затворы водоснабжения
В затворе водопровода запорный элемент выполнен в форме диска, диаметр которого равен размеру внутреннего диаметра трубы. Во время открывания и закрывания затвора диск вращается вокруг оси, перпендикулярной направлению потока.
Корпус затвора имеет укороченную цилиндрическую форму, бывает разборным и монолитным (цельносварная конструкция). Изготавливается он из чугунных сплавов, разных видов сталей, цветных металлов, композитных полимеров. В его полости располагается запорный орган, представленный из подвижной части — плоского или двояковыпуклого диска и неподвижной — седла. В качестве уплотнителей используются кольца из эластичной резины.
Техническое обслуживание
Учитывая, что краны устанавливают на входе и выходе оборудования, периодичность обслуживания привязывают к срокам проверки этих устройств.
В ходе указанных работ, проверяют функционирование затворного элемента, с проворачиванием в обе стороны. Кран должен полностью перекрывать магистраль, при свободном ходе штока. Арматуру осматривают визуально, на предмет наличия дефектов и повреждений – сколов, трещин, деформаций, утечек рабочей среды.
Проверяют крепление рукояти. При необходимости, поджимают гайку, фиксирующую рычаг или бабочку. Если использовать кран с ослабленным креплением органа управления, это может вызвать разрушение шейки штока.
Если устройство эксплуатируют в уличных условиях, на зиму перекрывают давление на запорный элемент, затвор переводят в открытое положение, чтобы исключить промерзание жидкости внутри корпуса.
Рис. 13. Кран осматривают, на предмет отсутствия внешних утечек
При наличии приводного механизма, редуктор обслуживают, с заменой (добавлением) смазки, обтяжкой крепежных элементов. Периодичность обслуживания привода – не реже, чем через каждые 100 – 120 рабочих циклов.
Арматура нуждается в замене при появлении следующих признаков:
- утраты внешней герметичности корпуса;
- протечки затвора, превышающей допустимый показатель;
- возникновения трещин и деформаций, вызывающих опасность разрушения устройства или препятствующих его нормальной работе.
Для замены подбирают аналогичный элемент, по характеристикам эксплуатации и размерам.
При поломке крана в пределах гарантийного срока, изделие подлежит замене на новое, если выход из строя не связан со следующими обстоятельствами:
- нарушением правил эксплуатации, указанных в паспорте арматуры;
- повреждением при перевозке – эти дефекты проверяют при покупке, в противном случае, трещины и прочие отклонения от нормального состояния могут быть объяснены неправильным обращением с краном владельца;
- применением в условиях, на которые арматура не рассчитана, с превышением давления, нарушением предписанного состава и характеристик рабочей среды;
- самовольного вмешательства в конструктивное исполнение устройства.
Решение о замене товара в пределах гарантийного срока принимает изготовитель, при условии предоставления оригинальной паспортной документации.
Виды и классификация водопроводных задвижек
По конструкции запорного органа задвижки для водопроводных систем подразделяются на:
- клиновые;
- параллельные;
- шиберные;
- шланговые.
Клиновые задвижки оснащаются затвором конусообразной формы, который в положении «закрыто» плотно входит в пространство между сёдлами. Клин может быть разных видов:
- жёстким, имеющим форму суженной к низу цельной пластины. Она плавно опускается в нижнюю часть устройства и перекрывает в перпендикулярном направлении проходные отверстия сёдел, прерывая таким образом движение рабочей среды. Жёсткий клин надёжно запирает проходное отверстие, однако более подвержен ржавлению и сложнее подгоняется к сёдлам. Поэтому в таких устройствах существует опасность заклинивания и возникают трудности в поднятии клина при резких перепадах температур;
- двухдисковым — состоящим из двух дисков, которые подвижно скреплены между собой под углом друг к другу. При срабатывании задвижки на закрытие оба элемента поворачиваются относительно друг друга и закрывают проходные отверстия в сёдлах, плотно прижавшись к их уплотнительным поверхностям. При открывании они отодвигаются от сёдел, освобождая проход рабочему веществу. Такая конструкция запорного органа обеспечивает хороший уровень герметичности, снижает риск заклинивания и увеличивает рабочий ресурс всего устройства;
- упругим, два диска которого связаны между собой упругой резиновой деталью. Он способен сгибаться под воздействием напора воды, обеспечивая таким образом более плотного прижатия к уплотнительным материалам сёдел. Задвижки с обрезиненным клином требуют меньшего усилия при управлении, обладают гладкими поверхностями прохода, снижающими силу трения и износ элементов запорного органа.
К параллельным задвижкам относятся устройства, у которых уплотнительные поверхности запорного или регулирующего органа располагаются в параллельных плоскостях друг к другу.
Для печных дымоходов используют шиберные задвижки, в конструкцию которой входит рамка и металлическая пластина с ручкой. При открывании задвижки пластина выдвигается из рамки, при закрывании возвращается в первоначальное положение.
Применение запорного клапана
- Задвижки используются практически во всех жидкостных сервисах, таких как воздух, топливный газ, питательная вода, пар, смазочное масло, углеводороды и во всех других средах.
- Некоторые специальные задвижки используются в суспензии и порошковых продуктах, таких как ножевые задвижки.
Преимущества запорных задвижек:
- Задвижка обеспечивает хорошее Падение давления во время работы значительно меньше;
- Большая часть из числа запорных задвижек может использоваться как двунаправленная;
- Они подходят для применения при высоком давлении и температуре и требуют меньшего обслуживания.
Недостатки запорных задвижек:
- Их нельзя использовать для управления потоком;
- Задвижка работает медленно. Открытие и закрытие занимают много времени, что также хорошо, поскольку снижает вероятность ударов;
- При частичном открытии создает вибрацию и шум;
- Ремонт, такой как притирка и шлифовка сидений, более сложен из-за ограничения доступа.
Критерии выбора задвижек
Для правильного выбора водяной задвижки необходимо выполнить тщательный анализ исходных требований к её техническим характеристикам, а также сравнить цены на изделия у разных производителей.
Выполняют такой анализ в следующей последовательности:
- определение назначения и условий работы арматуры (свойства рабочей среды, значение максимального рабочего давления и диапазон температур);
- определение номинального размера условного прохода (ДУ);
- выбор метода управления устройством;
- выбор материала корпусных деталей;
- уточнение функции(запирание или регулирование);
- выбор конструктивной модификации изделия;
- окончательное определение геометрических параметров устройства (строительной длины и высоты, размеров присоединительных концов, способа присоединения к импульсной линии, количество крепёжных элементов и т. д.);
- выбор соответствующей модели по номенклатуре выпускаемых задвижек.
Арматура из чугуна для систем отопления и водоснабжения в последнее время применяются реже, в основном здесь используют стальные устройства. Чугунную запорную арматуру чаще устанавливают в канализации, в системах подачи сжатого воздуха, пара и сыпучих материалов.
Минусы
При изготовлении запорной арматуры для удешевления часто используют чугун, подобные конструкции имеют следующие недостатки:
- Высокий вес задвижек затрудняет монтаж узлов при больших диаметрах трубопроводов — может понадобиться несколько рабочих или специальная подъемная техника для удержания массивной детали. К примеру, вес чугунного запора с условным проходом 1600 мм. Согласно ГОСТ 9698-86 составляет 10025 кг.
- Чугун относится к коррозионно неустойчивым материалам, со временем его внутренняя поверхность ржавеет, покрывается раковинами и известковым налетом — это приводит к нарушению герметизации при перекрытии потока.
- Еще к одним недостатком чугуна относится его хрупкость, приводящая к необратимой поломке изделия при сильных ударных воздействиях.
- Дешевое сальниковое уплотнение с набивкой, какое находит применение в бюджетных чугунных изделиях, не является достаточно герметичным по сравнению с современными торцевыми уплотнениями — в процессе его эксплуатации нередко возникают утечки транспортируемого вещества.
Рис. 5 Принцип работы затвора клинового типа
Соединение с трубопроводом и монтаж
Присоединительные концы задвижек могут быть фланцевыми, муфтовыми или предназначенными под приварку. От этого фактора и типа трубы в системе зависит способ проведения монтажного процесса.
Подсоединение к металлическим водопроводным трубам
Монтаж задвижек в систему водоснабжения из металлических труб выполняют следующим образом:
- вырезают в месте установки участок трубы, равный по длине размеру корпуса устройства;
- зачищают края;
- в зависимости от типа присоединения к процессу выбранной задвижки либо нарезают на краях труб резьбу, либо приваривают к ним ответные фланцы;
- выполняют герметизацию мест соединения: фланцевые — уплотняют резиновыми кольцами, резьбу — льняной нитью;
- фиксируют задвижку на трубопроводе: фланцы скрепляют с помощью болтов и шайб или наворачивают присоединительные патрубки на подготовленную резьбу.
Монтаж в систему из пластиковых труб
При установке задвижки на пластиковую трубу:
- вырезают участок трубы нужной длины;
- оба конца надевают на разогретые до 260ºС насадки сварочного аппарата;
- после нагрева вставляют в них присоединительные патрубки устройства;
- удерживают места соединения в неподвижном состоянии в течение нескольких минут до полного отвердевания пластика.
Особенности установки на печные трубы
Печную задвижку устанавливают на дымоход на этапе его возведения:
- кладут ряд кирпичей согласно порядовке;
- вырезают сверху в кирпиче углубление, совпадающее по размерам с толщиной рамки задвижки и сбоку паз для ручки;
- укладывают шибер в подготовленное углубление на цементном растворе;
- кладут следующий ряд кирпича.
Маркировка
Маркировка содержит:
- товарный знак предприятия-изготовителя;
- знак соответствия и код органа по сертификации;
- условное давление PN, МПа;
- условный проход DN;
- марку материала корпуса для исполнения УХЛ1 (на табличке);
- заводской номер и дату изготовления;
- массу задвижки без электропривода (на табличке);
- клеймо ОТК (на табличке);
- надпись «Сделано в …» (на табличке).
Фактическое значение углеродного эквивалента «Сэ» материала корпуса (на внутренней поверхности одного из патрубков или ответного фланца).
Задвижка поставляется одним грузовым местом, в горизонтальном положении на поддонах с закрытыми заглушками проходными отверстиями патрубков.
При поставке задвижки в комплекте с электроприводом отгрузка производится двумя грузовыми местами.
Ответные фланцы (для исполнений с ответными фланцами) отгружаются в сборе с задвижкой.
Несколько рекомендаций по монтажу и полезных советов
Существует ряд правил, которым следует следовать при монтаже в обязательном порядке, а именно:
- запорная арматура не должна в момент установки и по окончанию монтажа испытывать внешние нагрузки, в том числе и от трубопровода;
- место установки должно быть доступно для дальнейшего проведения осмотров и техобслуживания;
- при монтаже на горизонтальном участке трубопровода запрещается располагать устройство маховиком вниз, на вертикальном участке — положение маховика может быть любым;
- запрещается разбирать устройство под давлением;
- перед установкой задвижки выполняют пропарку внутренних поверхностей горячей водой с последующей сушкой;
- перед задвижкой желательно разместить магнитно — резонансный фильтр;
- при открывании и закрывании задвижки штурвал следует поворачивать плавно, не допуская рывков;
- своевременно подтягивать втулку сальника;
- опрессовку трубопровода следует проводить при открытых задвижках.
Если у вас есть полезные советы по монтажу водопроводных задвижек, то поделитесь ими в комментариях. Подписывайтесь на наш канал, делитесь своим опытом с нами, а также в социальных сетях.
(
1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Техническое обслуживание
Чтобы исключить неисправности и опасность аварийного выхода из строя, проводят периодические осмотры арматуры, с проверкой работы устройства. Периодичность осмотров, с проведением технического обслуживания, определяется системой, принятой на предприятии, и условиями изготовителя, приведенными в паспорте.
Обслуживание включает следующие операции, выполняемые, с учетом технического состояния элемента:
- смазку резьбы шпинделя пластичной смазкой, согласно условиям руководства по эксплуатации от изготовителя;
- подтяжку сальникового уплотнения, подкручиванием гаек, поджимающих втулку;
- добавление или замену сальника – если втулка опущена в нижнее положение, а герметичность не выдержана;
- смазку резьбового соединения шпинделя с гайкой.
При подтяжке и замене сальника отключают подачу рабочей среды, снимая давление с арматуры.
Минимальная периодичность технического обслуживания – каждые полгода.
Рис. 6. Обслуживание задвижки
Для соблюдения мер безопасности, запрещено:
- подтягивать, добавлять, менять сальниковые уплотнения при поданном давлении на запорный элемент;
- выполнять подтяжку сальника, с ударами по втулке;
- демонтировать, ремонтировать задвижку без снятого давления в магистрали;
- превышать давление при опрессовывании трубопровода, установленное предельными характеристиками арматуры.
Персонал выполняет техническое обслуживание запорных элементов, используя спецодежду и средства защиты, предусмотренные нормами по охране труда.
Характерные особенности
Задвижки чугунные фланцевые – это популярный товар, который используется на магистралях различного назначения. Производят изделия с различным диаметром, который может варьироваться от пятидесяти до четырехсот двадцати миллиметров. Задвижка фланцевая 30ч6бр предназначена для работы при давлении 10 бар, температурный режим – до двухсот градусов. Устройства с большими диаметрами часто комплектуются электроприводом, что дает возможность управлять системой в дистанционном режиме. Задвижки 30ч6бр могут монтироваться в труднодоступных участках трубопровода. Фланцевые элементы по типу управления подразделяются на те, которые управляются вручную или при помощи специального электропривода. Целесообразно использовать ручное управление при небольших диаметрах, а в других случаях – электрическое. Цена задвижки 30ч6бр на сайте указана в руб. Чтобы оформить заказ на покупку фланцевых задвижек, нужно позвонить по телефону, который указан на сайте.