Как сделать подшивку свесов крыши своими руками – варианты и способы обшивки карниза

После завершения строительства кровельной конструкции и работ по монтажу покрытия приходит время для подшивки свесов крыши, которые порой называют просто коробкой. От способа подшивки и выбора материала зависит внешний вид всего здания. Коробка под кровлей является заключительным штрихом, придающим законченный вид всему строению.

В конструкцию коробки входят также элементы вентиляционной системы подкровельного пространства. Не надо забывать и о креплении водостоков.

Для подшивки свесов можно применять самые разные материалы и разнообразные конструкции.

Как сделать подшивку свесов крыши своими руками – варианты и способы обшивки карниза

После завершения укладки покрытия на крыше приступают к обшивке кровельного свеса. Делают это с целью защиты отделки стен и фасада, для придания строению законченного архитектурного облика и обеспечения вентилирования подкровельного пространства. Если выполняется подшивка свесов крыши своими руками, домашнему мастеру нужно уделить внимание некоторым важным моментам.

Выступ стропил за периметр стен строения называют карнизным свесом. Он бывает простым и с выносом. Различают два типа свеса, а именно – боковой и фронтальный.

Что представляет собой кровельный свес?

Свес – это выступающая на некоторую длину за линии несущих стен здания конструкция, основной функцией которой является защита здания, его несущих конструкций от снега, дождя, стекающих по крыше талых вод.

Длина свесов в среднем составляет 500 – 600 см, но при желании ее можно увеличивать.

Обычно свесы устраиваются за счет стропильной системы, но порой не бывает возможности создавать подобные выступы как продолжение стропил. В подобных случаях применяется так называемое принудительное продолжение конструкции стропил. Образующие удлиненные стропила элементы получили название «кобылки».

А вы знаете как производится монтаж стропильной системы четырехскатной крыши?

Как построить крышу своими руками можно узнать по ссылке.

Так как фронтон здания тоже представляет собой незащищенную часть дома или кровли, он также нуждается в защите от разрушительного воздействия дождя и снега. Ширина фронтальных свесов должна составлять 500 мм и более, а устраивается такая конструкция при помощи доски карнизного типа.

Снизу свесы необходимо обшить для продления срока эксплуатации и улучшения экстерьера здания.

Фронтальный свес

Функциональное назначение такого свеса – защита фасадной части строения. Он состоит из боковых краев кровельных скатов, расположенных под наклоном. Это означает, что у вальмовой крыши карниз фронтального типа отсутствует.

На двускатной кровле такой карниз обустраивают с помощью выпуска несущих элементов, которые закрепляют на стропилах. Также он может быть образован досками обрешетки, уложенными под кровельным материалом на слой пароизоляции. На деревянные элементы монтируют карнизную доску, затем ее обшивают, например, профнастилом или софитом.

Боковой карниз

Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он формируется за счет стропил, вынесенных за пределы стен построек. Расстояние, на которое они выступают, зависит от высоты постройки и ширины отмостки, обычно оно равно от 50 до 70 сантиметров.

Не так часто, но можно встретить более узкие свесы, но тогда у наружной стены дома должна быть качественная ветрозащита, поскольку под косо падающим дождем она станет намокать и в дальнейшем отсыревать.

Есть еще один вариант, как сделать карниз дома нужного размера – это установить кобылки и таким способом нарастить длину стропил. Но поскольку данный процесс отличается трудоемкостью, то при выстроенной крыше мало кто решается на переделку кровельной конструкции. По этой причине необходимые параметры свеса следует предусмотреть на этапе планирования строительства.

Стропила по всей протяженности карниза соединяют досками, а в дальнейшем их закрывают облицовочными материалами.

Чем подшить свесы крыши

Но есть и другие способы, рассмотрим их подробнее. Чем подшить свесы крыши, выбор материалов, технология выполнения работ, как не допустить ошибок и сэкономить.

Подшивке подлежат как карнизные, так и фронтонные нижние части кровли, выступающие за пределы фасада на 30-70 см. При защите и декорировании карнизов акцент делается на обеспечении достаточной вентиляции закрываемых участков подкровельного пространства, при подшивке фронтонов, наоборот, — все усилия направляются на улучшение показателей герметичности.

Соответственно, в первом случае используемые материалы обязательно перфорируются или укладываются с небольшими вентзазорами, во втором предпочтение отдается сплошным софитам и плотно укладываемым панелям или планкам.

Оптимальные результаты достигаются при использовании софитов – специализированных сплошных, перфорированных и комбинированных панелей нужного размера с удобными системами соединения. При их отсутствии свесы подшиваются сайдингом, профлистом, вагонкой и другими листовыми и погонажными материалами на основе пластика, дерева или металла, выдерживающими ветровую нагрузку и атмосферные воздействия.

Обустройство вентиляции кровли посредством карнизов

Главное назначение карниза двускатной крыши – защита от атмосферных нагрузок. При этом он не должен быть препятствием для естественного вентилирования пространства под кровлей, что важно как для мансард, так и для холодных чердаков.

Более теплые воздушные массы, идущие от земли, должны беспрепятственно проникать сквозь карниз и далее, проходя между пароизоляцией и кровельным материалом, выводиться через конек наружу.

Именно поэтому при обшивке кровли не разрешается использование герметиков и монтажной пены, иначе образования конденсата и намокания утеплителя кровли избежать не удастся.

Материалы для подшивки свесов крыши

Сегодня в продаже представлен большой выбор материалов, которые используют для кровельной подшивки карнизов. Они отличаются преимуществами и недостатками, но их монтаж защитит кровлю от влажности, обеспечит ее теплоизоляцию и вентилирование. При выборе материалов следует руководствоваться их внешним видом и эксплуатационными характеристиками.

Для подшивки свесов часто используют:

  • профнастил;
  • софиты;
  • тонкую обшивочную или обрезную доску.

Распространённые ошибки при работе с софитами

  • Если работы выполняются профессионалами, то подшивка должна быть аккуратной и красивой.
  • Отдельно внимание надо уделять надёжности крепежа софитных панелей, никогда нельзя экономить крепёжные материалы и фурнитуру, иначе сильный ветер может подорвать всю конструкцию.
  • Обязательно перед подшивкой нужно закончить оформление внешних стен.

Ещё одно важное замечание, для подшивки свесов обязательно стоит обзавестись нержавеющей фурнитурой, чтобы потом ржавчина не испортила внешний вид строения.

подшивка крыши
Обшивка свесов, сделанная в единой стилистике с фасадом коттеджа Источник interistroy.ru

Профнастил

Его изготавливают из оцинкованной стали и покрывают цветным полимерным слоем. Он отличается устойчивостью к механическим повреждениям и температурным перепадам, имеет нужную степень жесткости и ему не опасны ветровые нагрузки.

Для обеспечения вентиляции между листами профнастила и стеной дома оставляют зазор, который равен высоте волны.

Часто кровельщики предпочитают выполнять обшивку карниза софитом, который является популярным материалом, предназначенным для отделки свесов. Он представляет собой пластиковые панели, внешне

Как сделать правильную подшивку карниза крыши своими руками и подшить софитами?

Подшитый аккуратный карниз

После того, как вы закончили строительство крыши, уложили и выбрали настил, приходит такой ответственный момент, как подшивка карниза кровли.

Она требует правильного выбора материала, потому что очень часто в конструкции коробки есть крепёж для водостока и прокладки системы вентиляции.

Подшивка карниза производится после установки стропил, однако до того, как сооружены обрешётки под покрытие кровли.

Сначала нужно отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая параллельна дому.

Если подшивка делается доской, то если между стеной дома и концами стропил будет разное расстояние, работа будет смотреться не эстетично.

После опиливания стропил начинают настилать первую доску либо другой материал подшивки.

Помните в том числе о таком важном элементе, как внутреннее утепление кровли. Утеплитель необходимо проложить до начала работы по подшивке кровли.

Карнизный и фронтонный свесы и их назначение

В зависимости от формы крыши у дома могут быть реализованы выпуски кровли как в карнизной области (вальмовая и шатровая конструкция), так и со стороны фронтона (щипцовые крыши).

Карнизный свес образован стропильной системой, выступающей относительно стен дома на определенное расстояние. Его значение определяется проектом или может быть задано по желанию застройщика. При наличии дополнительных вертикальных опор карнизный выпуск может выполнять функции навеса над крыльцом или небольшой веранды.

Фронтонный свес выполняется с торцевой (боковой) стороны здания. Его оптимальная ширина 60-70 см, минимальная — 30, максимальная не более 100 см. Несущей для выпуска является кровельная обрешетка, поэтому не рекомендуется делать его слишком широким.

Подшивка свесов крыши профлистом
Варианты выноса крыши: слева — карнизный, справа — фронтонный

И в том и другом случае свесы служат не только декоративным финишным элементом отделки дома, но и оберегает стены, цоколь и фундамент здания от чрезмерного намокания. Этот момент особенно важен при использовании в качестве фасадного материала штукатурки, которая более прихотлива к влаге. Поэтому подшивать фронтоны и карнизы под крышей обязательно. В противном случае выступающая часть кровельного «пирога» становится уязвима к дождю и ветру. Открытая деревянная конструкция и теплоизоляция могут прийти в негодность. Сильные порывы ветра в незащищенном месте могут ослабить крепеж кровли или вовсе сорвать материал. Правильная отделка выступающей части крыши не требует дальнейшего обслуживания в течение длительного периода эксплуатации.

Какой материал лучше всего выбрать для подшивки?

Подбор подшивочного материала определяется запланированной суммой и задуманным обликом, который планируется придать зданию.

Плюс ко всему нужно брать во внимание ширину участка, который нужно подшить.

Для узкого карниза наилучшим вариантом является сайдинг, а для широкого – вагонка либо доска.

Сейчас очень востребованы такие материалы, как:

Деревянная вагонка. Этот материал необходимо выбирать особо тщательно, потому что он будет подвержен влиянию внешней среды и должен будет прослужить много лет. Ввиду этого необходимо выбирать достаточно толстую вагонку, с влажностью, которая приблизительно равна влажности окружающего воздуха.

Этот уровень влажности достигается с помощью хранения древесины на улице как минимум в течение 4-х недель. Плюс ко всему материал необходимо обработать антигрибковыми средствами и растворами, которые предотвращают гниение.

Важно: Через каждые 1,5 м нужно установить отверстия вентиляции, которые забраны специальными решётками, притом лучше решётки установить сразу, потому что потом будет трудно осуществить данную работу ввиду отсутствия леса.

Обрезная доска. Доску необходимо подбирать в полтора-два сантиметра толщиной. Это самая лучшая толщина для подшивки кровли.

При набивании доски стыки необходимо делать с зазором в один-полтора сантиметра, это даст возможность воздуху свободно циркулировать, предотвратит накапливание лишней влаги в коробке кровли и гарантирует отличное вентилирование.

Минус доски и вагонки в том, что данный материал подвергается влиянию окружающей среды и его нужно всё время обрабатывать специальными растворами и ухаживать за ним.

Чтобы придать необходимый оттенок, карниз нужно будет всё время красить, что влечёт за собой почти ежегодный материальные расходы.

Подшивка карниза кровли софитом является среди застройщиков очень распространённым методом.

Применяется по большей части софит 2-х типов: алюминиевый и виниловый. У этого материала есть очень много достоинств, на него наносится перфорация, что гарантирует отличное вентилирование, он не подвергается загниванию и не поражается грибками и плесенью, долговечный и прочный.

Широкая цветовая палитра даёт возможность выбрать материал, который идеально сочетается с общим оттенком крыши либо стен, ввиду этого подшивка карниза кровли не влечёт за собой в дальнейшем расходов и выгодна.

Подшивка карнизов сайдингом не очень популярная, потому что виниловый сайдинг не очень прочен, а металлический подвергается коррозии под влиянием осадков.

Этап V. Важные тонкости применения крепежа

Давайте рассмотрим, какое крепление лучше всего подходит для этой задачи. Так, для монтажа софитов нужны антикоррозийные шурупы или гвозди (но только антикоррозийные). Дело в том, что софиты будут все 365 дней в году иметь прямой контакт с открытой атмосферой. А в особо дождливые дни влажность воздуха достаточно высока.

Шляпка у гвоздей и шурупов в диаметре должна быть не уже 8 мм, а ножка – 3 мм. Движение панели в процессе монтажа обязано быть свободным Правильно ли вы все сделали, поможет проверить обычная копеечная монета, которая, если все сделано правильно, поместится между шляпкой и панелью. А между крепежом и поверхностью панели оставляют не менее 1 мм:

Гвоздь старайтесь не забивать глубоко – необходимо оставить 1 мм между сайдингом и низом шляпки гвоздя. Прибивать гвозди лучше на расстоянии 40-60 см друг от друга – так, чтобы панели смогли свободно двигаться.

Забивайте их прямо в центре прорези, и ни в коем случае не на конце, иначе испортите панель обшивки. На всех стыках и ограничителях на конце профилей обязательно оставляйте минимальный зазор в 5 мм, а если работаете в холодную погоду – то все 6 мм.

Подшивка карниза по шагам:

Схема, как нужно делать карниз

Для этого нужно знать устройство коробки кровли.

Каждый дом имеет индивидуальный проект, и во время осуществления работ по подшивке кровли необходимо брать во внимание определённые нюансы и особенности. Однако кое-какие моменты обязательные и общие для всех.

Подшивку карниза кровли самостоятельно можно сделать 2-мя главными методами:

  • Прямо по стропилам. Притом угол наклона ската равняется углу подшивки. Этот вариант больше подходит для имеющих маленький наклон и плоских крыш. Нижнюю часть стропил стёсывают так, чтобы поверхность была ровной, потому что доска либо вагонка прибивается прямо к ним. Поверхность можно выровнять самим, для этого к стропилам прикрепляют куски досок шириной десять сантиметров и толщиной четыре сантиметра.
  • Подшивка кровли предварительным изготовлением горизонтальной коробки либо каркаса. Данные метод актуален при вальмовой крыше, которая имеет очень большой угол наклона. Каркас делается из тонких досок и прикрепляется встык плашмя. Данный стык должен точно проходить между местом схождения скатов и стен. Эта конструкция не зависит от состояния крыши и стены и очень надёжная. Эта конструкция крепится с помощью шурупов, однако с применением металлических уголков она становится намного прочнее.

После изготовления каркаса начинают обшивать карниз кровли вагонкой либо другим материалом.

Обшивка кровли сайдингом, который профилирован по всей длине, лучше использовать для крыш, у которых нет зазоров вентиляции.

Софитные панели с виду красивые, легко поддаются обработке и резке, что даёт возможность отделывать сложные конфигурации свесов карнизов.

Софитные сплошные панели можно в том числе использовать для отделки фасада дома.

Виниловый софит мало весит, характеризуется стойкостью к коррозии, простотой установки, долговечностью и низкой ценой.

Алюминиевый софит делается из цельного листа и покрыт защитным декоративным слоем.

Его достоинство на фоне винилового софита состоит в стойкости к изменениям температуры, широкой цветовой палитре, долговечности, устойчивости к солнечному свету.

Некоторые особенности монтажа подшивки и каркаса для нее

Как уже было сказано, после монтажа кровельной конструкции надо переходить к обшивке свесов. Есть два основных метода подшивки.

монтаж подшивки свесов
При первом методе ее проводят непосредственно по стропилам. Данный вариант подходит для кровель с небольшим уклоном или когда есть необходимость увеличить высоту здания.

При данном способе нижняя часть стропил располагается в единой плоскости. Если это условие не выполняется, то добиться ровной плоскости можно, используя дополнительные доски: их следует внахлест набить на стропила.

Затем надо выставить и прикрутить первую и последнюю планки материала для обшивки, после чего натянуть нити, чтобы сохранить уровень, и прикрепить остальные планки.

При схождении кровельных досок с двух сторон стропильные доски устанавливают с обеих сторон. Обычная длина свесов – 600 мм.

Второй способ более популярен. Все стропила следует обрезать по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене же прикрепляется брус. Он располагается на 1 см выше лобовой доски для того, чтобы сделать возможным сход влаги.

При ширине свесов больше 450 мм посередине следует установить дополнительную доску. При схождении скатов кровли в одном месте доска должна быть прибита от угла кровли до угла здания.

Подробная инструкция как правильно крыть крышу металлочерепицей на нашем сайте.

О том, где находится нижняя планка ендовы по ссылке

Все о профнастиле https://rooffs.ru/metallicheskaya/profnastil/kak-sdelat-svoimi-rukami.html

Независимо от метода обшивки, короб свеса кровли устанавливается одним и тем же способом: по длине стены по фронтону на обрешетку набивают доску, от которой отмеряют соответствующее длине свесов расстояние, после чего параллельно стене фронона прибивают доску.

Получается независимая от стены жесткая конструкция. Надо позаботиться о том, чтобы все крепления были надежными – на шурупах, а лучше на металлических пластинах и уголках.

После завершения монтажа каркаса надо приступать к обшивке.

Обшивка вагонкой или доской

Поскольку в это место будут проникать ветер, дождь, снег, холодный воздух и т. д., крепления обшивки свесов должны быть очень надежными.

Оптимальным выбором является крепление с помощью шурупов.

Надо использовать хотя бы два шурупа в каждой точке крепления.

По длине доски стыкуются в шахматном порядке, чтобы не допускать расположения двух стыков рядом. Исключение составляют углы, где запиливание производится под углом 45 градусов (в некоторых случаях – под другим углом).

Доска или вагонка обрабатываются с двух сторон антисептиком. Состав наносится два раза: первый раз – еще до монтажа (при этом обрабатываются обе поверхности, торцы), а второй – после монтажа. При этом надо покрывать составом все крепления, места прирезки и т. д.

В завершение работы надо установить вентиляционные решетки. При использовании вагонки их врезают в коробку. Делать это лучше заранее.

Как установить подшивку из профнастила?

Подшивка свесов из этого материала осуществляется в следующей последовательности:

  • Листы профнастила прикручивают вдоль карниза и стены к каркасу, используя при этом саморезы;
  • В точках стыка стены и материала монтируют лобовую планку, а также внутренний уголок. Лобовая планка прикручивается к лобовой доске, а внутренний уголок – к профнастилу;
  • Крепление наружного уголка производится в точках наружных стыков профлистов;
  • Профилированные листы прикручивают по фронтону вдоль внешнего края свесов и вдоль стены;
  • После этого производится крепление уголков и торцевой планки;
  • Чтобы облегчить процесс монтажа и обеспечить вентиляцию, ширина профлистов должна на 2 см быть меньше ширины свесов.

Делаем коробку под свесы кровли

Для обработки сайдинговой кровли устраивают коробку. Каркас делается из алюминиевых профилей либо деревянных брусков.

Если вы собираетесь прошивать карниз кровли вагонкой, то, естественно, каркас делается из дерева, которое предварительно необходимо обработать антисептирующими средствами.

Для крыш с небольшим уклоном можно выполнять подшивку прямо по стропилам.

Для этого с нижней стороны стропил набиваются выравнивающие бруски размером сечения десять на четыре сантиметра, чтобы в будущем получилась горизонтальная плоскость. До этого натягивают шнур между крайними брусками, по которому и набивают все остальные бруски.

Для скатов крыши с большим уклоном делают короб из 2-х досок, одну из них прибивают снизу на стропила. 2-ю доску прикрепляют на стену здания, там, где стропила выходят за рамки стены.

Нижняя поверхность досок должна располагаться на одном горизонтальном уровне.

Потом на данные доски набивают поперечные бруски, к которым в дальнейшем будет выполняться подшивка кровли вагонкой.

Инструкция по монтажу софитов. Два способа + видео

Перед началом работ необходимо ознакомиться с комплектующими для софитов. Некоторые доборные элементы используются при монтаже сайдинга. Например, внешний угол или завершающий (финишный) профиль. Обычно размер угла 50х50 мм, длина элементов 3 м.

Угол и завершающая планка
Внешний угол и финишный профиль

Также есть специализированные аксессуары для устройства софитов: для торцевой отделки используется J-фаска («джэй» или «джи»), а для крепления панели в углу стены предназначен J-профиль.

J-фаска и J-профиль для софита
J-фаска и J-профиль

В зависимости от предпочтений и условий технология устройства торцов может быть выполнена тремя комбинациями.

В первом варианте используем комбинированную J-фаску и финишный профиль.

j-фаски при монтаже торца
1-ый способ: отделка торца при помощи j-фаски

Необходимо принять во внимание, что джэй-фаска обычно выпускается шириной 200 мм. Этого значения должно быть достаточно. В противном случае нужно воспользоваться способами, приведенными ниже. Если ширина торца меньше, отрезаем от планки лишнюю часть и заводим ее в изначально установленную завершающую планку.

Если торец слишком широкий, можно воспользоваться альтернативным вариантом с применение внешнего угла. А на вертикальную область также установить софит.

Внешний угол при монтаже софита
2-ой вариант с использованием внешнего угла

И, наконец, еще одна комбинация, в которой наружный угол заменяем J-профилем. Способ самый экономически выгодный, т.к. джэй-планка раза в 4 ниже стоимости угла.

устройство софита только с j-профилем
3-ий вариант: монтаж с J-профилем

Для угловых соединений софитов между собой можно использовать H-профиль, либо два джэй-профиля.

соединения софитов при помощи Н-профиля
Угловые соединения софитов

Монтаж горизонтального выпуска крыши с использованием короба

Поэтапно рассмотрим установку софитов при выносе, расположенном перпендикулярно стене. Для этого нужно подготовить специальный короб, который будет опорой для всей конструкции подшивки. Закрепляем к стене брусок таким образом, чтобы его край был на одном уровне с нижней точкой стропилы.

Монтаж бруска для короба
Схема монтажа короба

Далее прибиваем к торцу стропил лобовую доску или несколько в зависимости от ширины. Измеряем расстояние от стены до лобовой доски: именно таких размеров нужно нарезать софиты. Производим подшив согласно изложенным выше инструкциям.

Монтаж софитов
Монтаж софитов

Подшивка свеса без короба

Для оформления крыши пластиковыми элементами понадобятся следующие инструменты: уровень, карандаш, рулетка, уголок, шуруповёрт, нож, молоток, ножовка и шнур.

Пошаговый пример подшивки сайдингом или софитом. Работа осуществляется с внутренней стороны стропил, без устройства короба. Применяемые материалы: сайдинг и софит с центральной перфорацией и белого цвета, угол наружный, J-профиль, саморез с пресс шайбой 4,2*16 оцинкованный острый (по дереву), гвозди, доска обрезная 25*120 мм.

Перед монтажом убедитесь, что стропильные бруски подрезаны на одинаковом расстоянии и параллельно плоскости стены дома.

Для начала по низу от первой и до последней стропильной ноги натягиваем шнур. Это нам покажет, на каком уровне лучше установить лобовую доску. В данном случае ширина составила две доски с небольшим зазором. Фиксируем их гвоздями к торцам стропил. Теперь необходимо установить угол наружный для дальнейшего монтажа сайдинга. Планку фиксируем саморезами с пресс шайбой. Правильность установки легче контролировать натянутым шнуром. Комбинированная фаска в данном варианте не подходит, т.к. рассчитана на монтаж софита под 90 градусов относительно торца.

монтаж угла для сайдинга
Установка наружного угла для сайдинга и софита

Когда уголок установлен, можно заняться монтажом панелей сайдинга на торец. Нарезаем его нужной длины. Как правило, длина равна ширине среза стропилы. Лучше подготавливать по две или три штуки, так как размеры могут незначительно отличаться. При вертикальной установке соблюдаем фиксацию на замок. Так же каждую панели крепим саморезами. Нижняя часть будет «входить» в угол, а верхнюю можно завести под карнизную планку или установить завершающий профиль.

установка сайдинга
С торцевой части стропильной системы крепим панели сайдинга

Для оформления нижнего свеса лучше использовать софиты (в данном случае тройные с центральной перфорацией). Устанавливается он аналогично сайдингу. Один конец вставляется в наружный угол, а второй в J-профиль. Между собой панели защёлкиваются при помощи замкового соединения. К обрешётке крепятся саморезами ПШ. Обрезать панели удобно при помощи обычных ножниц по металлу или ножовки по дереву.

Установка софита
Софит со стороны карнизного свеса

Устройство торцов крыши

Подшив со стороны фронтона в отличие от карниза осуществляется под прямым углом к стене дома. Поэтому монтаж торцов можно производить при помощи J-фаски или внешнего угла. Какой вариант выбрать — решает застройщик. Иногда таким элементом может оказаться кровельная ветровая планка при условии, что ширины нижней полки будет достаточно.

монтаж ветровой планки и j-фаски
Ветровая планка и фаска с торца дома

Разновидности свесов

Под карнизом подразумеваются стропила, выступающие за границы фасада здания. Этот карниз бывает:

Рассмотрим каждый из них.

Фронтальный свес

Основная функция фронтального свеса – защита фасада. По сути это боковые края кровельных скатов, следовательно, у вальмовой крыши, имеющий 4 ската, таких краев нет.

Если же речь идет о двускатной крыше (а в большинстве домов именно такая), то несущие перекладины, установленные на стропила, выпускаются наружу. Также часто можно увидеть свес из досок обрешетки, уложенных под кровлей поверх пароизоляции. К ним крепится основная карнизная доска, которая впоследствии обшивается (об этом несколько позже).

Боковой свес

Такой свес есть у каждой крыши наклонного типа. Он создается стропилами, выходящими за пределы стен здания. Длина выступа зависит от отмостки и высоты здания, но в большинстве случаев составляет от 60 до 70 см.

Несмотря на нормы, порой встречаются и более узкие карнизы. Это можно исправить двумя способами:

  • надежно защитить стену от ветра, поскольку при косом дожде она сильно намокнет;
  • установить кобылки для наращивания длины стропил – более трудоемкая процедура, которую мало кто хочет выполнять (ведь придется вскрывать уже сделанную крышу).

Поэтому необходимую длину карниза следует продумать еще на этапе проектирования .

По всему карнизу стропила скрепляются досками – в будущем их нужно закрыть облицовочным материалом.

Габариты по стандартам

Размеры свесов довольно четко оговорены в ГОСТ. Согласно этим нормам, а также СНиП, оптимальный размер свеса составляет 40-60 см, но практика показывает, что иногда этими правилами приходится пренебрегать.

Речь идет в первую очередь о строениях, принадлежащих определенным архитектурным стилям. Например, для альпийского шале уместно вынести свес на расстояние от полутора до трех метров, а для современного дома в стиле хай-тек – вообще отказаться от какого бы то ни было свеса.

Что касается материалов, то тут обязательных требований нет, однако есть рекомендованные размеры, удобство работы с которыми подтверждено на практике

Выбирая струганную доску, обратите внимание на образцы толщиной по меньшей мере 20 мм. Именно такие лучше всего подходят для подшивки, так как не прогибаются, не страдают от ветра, не коробятся

Длина может быть любой, но лучше всего, если она будет равна длине самого свеса (или его ширине при поперечном закреплении). Это позволит избежать множества стыков, и подшивка получится соответственно прочнее.

Нет стандартных размеров даже для софитов, хотя они специально выпускаются для подшивки свесов. Однако каждый из крупных производителей считает своим долгом предложить иные размеры, нежели предлагается его конкурентом, поэтому у покупателей есть возможность подобрать именно то, что нужно им. Так, ширина панелей колеблется от 30 до 80 см, длина – от 3 до 4 м. Наиболее востребованными считаются софиты с показателями 3,6х0,3 м. Что касается алюминиевых софитов, то их толщина может быть от 0,3 до 0,6 мм. Толщина виниловых – от 1 до 1,2 мм.

Как сделать вентиляцию крыши через подшивку

Как сделать вентиляцию крыши через подшивку

Как уже говорилось, карнизы защищают крышу и фасад сооружения от атмосферных осадков . Но при этом они не должны стать препятствием естественной вентиляции пространства под кровлей. И это касается не только мансард, но и обычных «холодных» кровель.

Нагретый воздух, поднимаясь снизу, должен свободно преодолевать карниз, пройти между крышей и пароизоляцией и выйти наружу посредством конька. Именно поэтому во время монтажа свеса нельзя применять монтажную пену или герметик , иначе будет происходить конденсация и, как следствие, промокание утеплителя.

Обратите внимание! Вентилироваться должны лишь боковые карнизы, в то время как фронтальные нужно заделывать наглухо.

Виды софитов для разных задач

По большому счету, софиты – это тот же сайдинг, только для оформления потолка. Отсюда и название, ведь «софит» с итальянского означает «потолок».

Софиты производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные бывают комбинированными: сплошными по краям и перфорированными по центру. Полностью сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

К слову, у GrandLine представлены необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, поэтому ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

О выборе материалов для свеса

Сегодня достаточно много материалов для карниза, у каждого есть свои плюсы и минусы. Тем не менее все они весьма эффективно обеспечивают вентиляцию и защищают кровлю от влаги. Выбирая той или иной из материалов, обращайте внимание не только на его внешний вид, но и на срок эксплуатации.

Подшивка из профнастила

Этот материал представляет собой оцинкованную сталь, покрытую полимерным напылением. Профнастил устойчив к большим нагрузкам, температурным перепадам, у него подходящая жесткость. Между слоем профнастила и поверхностью стены нужно оставить зазор, который бы равнялся высоте волн материала.

Подшивка из профнастила

Подшивка из софитов

Более популярный материал, используемый при сооружении карнизов крыш, который есть не что иное, как сайдинг, но с вентиляционными отверстиями. Другим отличием материала является использование в производстве специальных ультрафиолетовых стабилизаторов , защищающих карниз от вредного воздействия солнечных лучей.

Подшивка из софитов

Софиты делятся на несколько типов в зависимости от материала, используемого при изготовлении.

    Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельност ь, но вместе с тем и высокая стоимость. Такие софиты очень прочные и негорючие.

Характерной чертой медных софитов является долговечность и презентабельность

Софит металлический представляет собой листы качественной оцинкованной стали с нанесенным полимерным покрытием

Подшивка из вагонки

Какие бы новые материалы ни появлялись, а даже сегодня довольно часто встречаются свесы, выполненные из настоящего дерева . В данном случае нужно очень тщательно подбирать материал, ведь карниз будет находиться на улице и, следовательно, подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды. Не нужно экономить и приобретать вагонку потоньше – постарайтесь, чтобы толщина материала составляла минимум 2 сантиметра. Влажность вагонки должна быть среднего уровня.

Подшивка из вагонки

Обратите внимание! Слишком влажная вагонка категорически не подходит, ведь ее обязательно «поведет».

Доски нужно прибивать в двух сантиметрах от стены, чтобы обеспечить хорошую вентиляцию.

Натуральные древесные материалы

Деревянная вагонка по-прежнему используется для обшивки под крышей. Поскольку карнизный свес располагается с наружной стороны дома, он подвержен агрессивному воздействию окружающей среды. По этой причине к выбору материалов следует подходить максимально ответственно.

подшивка козырька

Специалисты не рекомендуют экономить на цене и приобретать чересчур тонкую вагонку, ее толщина не должна составлять меньше 2-х сантиметров. Не подойдет слишком влажный материал, но и сухой нельзя назвать хорошим вариантом. Чтобы обеспечить вентиляцию, доски нужно прибивать, соблюдая 2-сантиметровый отступ от стены.

Способы подшивки карниза

Подшить свес можно одним из двух наличествующих методов:

  • по стропилам;
  • по коробу из дерева.

Способы подшивки карниза

Свес по стропилам целесообразен лишь для кровель с незначительным уклоном. Такой способ сложен тем, что в результате края стропил должны образовать ровную плоскость. Это не всегда возможно, поэтому единственным выходом могут стать небольшие дощечки длиной от края навеса до стены, закрепленные на стропила. Чтобы прибить их ровно, предварительно нужно натянуть шпагат и равняться по нему. Для крепежа используйте железные уголки либо шурупы .

Карниз по деревянному коробу отлично подойдет для кровли под значительным наклоном. Для сооружения этого короба нужно взять доску толщиной 40 мм и закрепить ее между стропилами и поверхностью стены. Если один край доски крепится к ноге стропила, то потребуется дополнительная установка второй доски, вертикальной.

С коробом покончено, теперь можно приступать к креплению обшивки.

Обратите внимание! Закреплять обшивку нужно шурупами, но не гвоздями – это обеспечит необходимую жесткость.

Оформление короба для подшивки

Действия по созданию коробов на крыше своими руками выполняются в строгой очередности:

Нарезать и предварительно обработать материал антисептиками и лакокрасочными материалами. Установить и зафиксировать доску по нижней стороне стропил. Прибить брус к стене выше на сантиметр относительно лобовой доски. Расположить все детали подшивки последовательно: один их край скрепить с брусом, смонтированным к стене, другой же − с доской, расположенной по стороне стропил. Чередовать через одинаковые расстояния панели с решетками для вентиляции либо оставлять щель между частями подшивки в пределах 2 см и более. Крепить изделия профильными пластинами, шурупами, уголками

Советуем изучить — Какой матрас лучше выбрать — особенности которые необходимо учитывать

Обратите внимание! Если доски длинные, креплений необходимо во избежание деформации не меньше трех. Чтобы оформить углы, панели монтировать по обе стороны стропил или плашмя.

Плиты фанеры и ОСП

Для отделки крыш нужны только водостойкие марки фанеры. Плиты монтируются большими кусками, так что делка займёт совсем немного времени. Фанера крепится к предварительно сделанной деревянной коробке из брусков. Роль вентиляции играют готовые решётки, врезанные в фанеру или ОСП. Поскольку эти материалы без обработки выглядят довольно неприглядно, их необходимо покрасить в тон стенам фасада или кровли.

Обшивка кровли листами водостойкой фанеры

Отделка софитом

Софиты — планки, которые выпускаются именно для обшивки карнизов. Материал может быть разный — ПВХ или металл. Обшивка софитом выглядит достаточно эстетично, планки выпускаются в разных цветовых вариантах и с разной фактурой, поэтому подойдут к внешней отделке любого дома. Что входит в комплект:

  • софиты;
  • фаски;
  • профили с пазами для установки планок;
  • финишные планки.

Софиты выпускаются для фронтона — двойные, тройные и сплошные. Для карнизов же предусмотрен особый перфорированный вариант этого отделочного материала. Софиты просты в монтаже, так что с отделкой свесов можно легко справиться своими руками, не прибегая к помощи профессионалов. Планки нарезаются по ширине свеса и крепятся к профилям, предварительно установленным на деревянную решётку.

Технология подшивки софитами

Технология подшивки софитами

Процедура установки состоит из следующих этапов.

Первый этап . Нужно укомплектовать софиты парой специальных планок в виде латинских букв F и L. Первую нужно закрепить со стороны карниза, вторую – на специальной рейке, прикрепленной к стене. Все крепления осуществляются с помощью саморезов. Желательно предварительно разметить все, чтобы планки легли ровно.

Второй этап . Затем нужно измерить карниз и вычесть из полученной цифры 6 миллиметров – это позволит сделать зазор для компенсации при температурном расширении. Далее необходимо нарезать софиты полосами требуемой длины.

Третий этап . Софиты нужно немного согнуть и вставить в установленные профили. Для их фиксации также используются саморезы.

Что нужно знать при установке софитов

  1. Нежелательно проводить работы при температуре ниже 15°С, пусть производители и твердят о возможности монтажа даже зимой.
  2. Софиты нужно монтировать лишь под углом в 90°С.
  3. Софиты должны храниться только на ровной поверхности, стопками по 15-20 штук.
  4. Всегда нужно оставлять зазор, о котором говорилось выше.
  5. Для резки софитов нужно использовать «циркулярку» с обратным расположением зубьев (можно использовать и специальные ножницы по металлу).
  6. Длина саморезов должна составлять минимум 3 миллиметра.
  7. Шаг между креплениями должен быть максимум 40 сантиметров.

Этап III. Фиксация фасок и профилей

Теперь переходим непосредственно к монтажу софитов. Давайте рассмотрим, для каких задач нужны специальные профили и фаски, которые всегда идут в комплекте:

  • J-профиль – это основной подвесной элемент. Им обрамляют карнизный свес и стыкуют две панели софитов по длине.
  • L-образная панель нужна для лобовой планки. Выпускается размерами 15, 20 или 25 см, реже – 45 см. Такая планка позволяет подшить кровлю под углом.
  • J-фаска – это ветровая планка с J-профилем. Она позволяет подшивать свес перпендикулярно стене, и выпускается в размерах 15, 20 и 25 см, иногда 40 см.

Вот как работать с J-планкой. Устанавливать ее нужно параллельно стене дома, а для этого измерьте расстояние между этими планками и отнимите 6 мм для температурного изменения размеров панелей. Далее установите отрезанную панель в пазы и прибейте планку так, чтобы потом крепеж не мешал свободному расширению материала. Соедините панели между собой в замке.

Укладывайте панели в горизонтальном или наклонном положении. Сохраните расстояние между точками крепления в 30 см. А на углах поворота с 45° установите две J-планки, которые будут соединены задними стенками и Н-профилями.

Вот где конкретно фиксируют все эти элементы:

Способ с J-фаской более эстетичный, ведь так хорошо скрывается весь крепеж. Вот как с ней работать:

  • Шаг 1. Со стороны стены установите J-профиль, прямо на доску, при помощи саморезов с шагом 50-60 см.
  • Шаг 2. Далее, по верхней линии лобовой доски зафиксируйте финишную планку. Если нужно, обрежьте лишнее, подогнав длину плоской части.
  • Шаг 3. Затем J-фаску нужно вставить в финишную планку и закрепить. Это позволит избежать волнистости самой фаски.

Что касается финишной планки, без нее можно обойтись, если вы будете использовать коротки крюки водостока. Такие крюки крепят прямо в лобовую доску, а J-фаску фиксируют саморезами. Если же торцевая или лобовая доска будут оставаться открытыми ради декоративности, тогда применяйте два J-профиля.

Также, если J-фаску нужно будет повернуть, то следуйте такой инструкции:

  • Шаг 1. Начинайте монтаж софитов на карниз крыши с угла, и для этого заранее отметьте линию сгиба там, где планка будет согнута на повороте там, где остается 150 мм от края.
  • Шаг 2. Теперь паз срежьте до сгиба и оставьте только завальцовку у нижней полки.
  • Шаг 3. На нижней полке проделайте вырез под 45°. Теперь фаску согните так, чтобы край нижней полки оказался снаружи. Сейчас короткий край планки не нужно крепить к обрешетке, т.к. он будет прижат к лобовой доске уже следующей планкой.

Если вы дополнительно будет потом проводить держатели или кабели, тогда в такой обшивке нужно оставлять отверстие на 5 мм больше, чем нужно для сверла. Это также необходимо для сжимания и расширения.

Технология подшивки профнастилом

Первый этап . Сначала к стене следует прибить в горизонтальном положении брусок, строго на уровне свеса. Параллельно на том же уровне крепится второй брусок, на этот раз вдоль стропил.

Второй этап . Затем нужно нарезать полоски профнастила (не забывая о том же температурном расширении) и прикрепить их саморезами к брускам.

Третий этап . Места стыков декорируются планками внешнего и внутреннего углов.

Собственно, установка профнастила завершена.

Стропила

Чтобы подготовить стропила, необходимо определиться со способом нарезки древесины и установки каркаса для конструкции выступов.

Последовательность мероприятий при подготовке стропил:

  • Предусмотреть их длину больше на 30-50 см от планируемой.
  • Сформировать выступ, который бы соответствовал указанному размеру.
  • Нарезать материал и обработать края стропил: — вертикальный срез — с целью подшивки по стропилам; — вертикальный и горизонтальный срезы — в ходе создания коробки. Следует заметить, что при неожиданном увеличении ширины свеса перед монтажом, стропила необходимо удлинить, воспользовавшись брусьями − «кобылками».
  • Добиться ровной линии свеса.

Технология подшивки вагонкой

Схема подшивки свеса вагонкой

Эту процедуру желательно проводить снизу, используя стремянку или лесы.

Обратите внимание! Карниз можно подшивать лишь после завершения наружного утепления, монтажа влагоизоляции и облицовки.

Сначала нужно проверить, имеют ли все стропила одну длину и установлены ли они параллельно стене. Затем на них нужно закрепить ветровые доски и лишь после этого приступать к установке.

Первый этап . Прикрутите доску к стене в вертикальном положении. Нижний край доски должен находиться при этом вровень со стропилами.

Второй этап . Следующую доску закрепите между предыдущей и стропилами, равняясь по нижнему краю. В результате получится основа – на нее и нужно установить обрешетку.

Третий этап . Каркас обшивается досками. Традиционно, между ними и поверхностью нужно оставить незначительный зазор. Доски должны быть ровными, толщиной примерно 20 миллиметров.

Обратите внимание! Для обеспечения вентиляции желательно каждых полтора метра устанавливать специальные решетки.

Хотя стоит отметить: немногие строители делают это, полагаясь на то, что дерево имеет свойство «дышать».

Карнизные свесы, выполненные из вагонки

Зачем нужен короб для дымохода

По технике безопасности между стенками перекрытия и дымоходной трубой, должно быть определенное расстояние, в противном случае при прохождении дыма все элементы будут нагреваться, а это чревато возгоранием или нарушением целостности.

Изделия такого плана проходят сквозь перекрытие и выходят наружу, обеспечивая максимальную степень защиты, ведь внутри они заполняются материалами, которые довольно стойко переносят высокие температуры.

Множество устройств для вывода продуктов сгорания конструируют из кирпича, он со временем из-за погодных условий может разрушаться, короб для дымохода на крыше будет незаменим в такой ситуации.

Не менее важно то, что раствор обязательно впитает влагу при контакте с внешней средой, а это приведет к растрескиванию и повреждениям, чтобы избежать таких эксцессов, монтируется кожух с внешней стороны перекрытия.

Достичь единой композиции на крыше без дополнительных работ зачастую очень тяжело, ведь материалы будут разными, а современные виды производятся в нескольких вариантах цветов. Нивелировать такие моменты можно достаточно легко, в этом поможет практичная облицовка.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]