Какой бы ни был трубопровод, через некоторое время он потребует ремонта. Заменить конкретную деталь в целостных системах довольно сложно, поэтому чаще всего делаются резьбовые соединения с использованием муфт и сгонов. Выясним, что такое сгон у трубопровода и что такое муфты, а также рассмотрим технологию монтажа трубопровода с использованием данных деталей.
Что такое муфта
Муфта – это соединительная деталь, ее внутренний диаметр и наружный диаметр труб имеют равный размер. Фитинг с обеих сторон имеет внутреннюю резьбу. По сравнению с муфтой длина резьбы на трубах должна быть в 2 раза короче. Тогда трубы с двух сторон будут вкручиваться в фитинг на одинаковое расстояние.
Для самостоятельного безошибочного соединения труб с применением муфты следует изучить ее специфику. При внимательном рассмотрении резьбы на трубе можно заметить, что последние витки имеют наименьшую глубину в том месте, где происходит переход резьбы в ровную поверхность. Такие витки получили название «сбег». Он заклинивает муфту. Получается так, что при накручивании на сбег деталь стопорится. Затем можно вкручивать трубу с другой стороны.
Если резьба у трубы будет длиннее, чем у муфты, то сбег будет за ее пределами. В итоге заклинивания не произойдет, и по резьбе будет течь вода. Другими словами будет протечка. По этой причине между трубами после их соединения должно остаться несколько витков. При выполнении самостоятельной нарезки резьбы стоит помнить об этом правиле.
Муфтовый способ соединения труб является разборным, но, независимо от этого без разбора всей системы заменить конкретный участок трубопровода невозможно. Для того, что решить данную проблему было легче, на некоторых участках системы устанавливаются сгоны. А что это такое сгоны для труб узнаем из следующего раздела.
Изготовление
Что делать, если найти сгон подходящего размера в продаже не удалось?
Разумеется, изготовить его самостоятельно. Для этого понадобятся:
- Водогазопроводная труба;
ВГП трубы ГОСТ 3262-75 производятся легкими, обыкновенными и усиленными. Разница — в толщине стенок: для условного прохода ДУ15 она составляет 2,5, 2,8 и 3,2 мм соответственно. Для наших целей лучше взять усиленную трубу, иначе толщина стенок на впадинах резьбы будет опасно малой.
Толщина стенок у разных типов ВГП труб.
- Плашка с держателем;
Плашка в рамке — держателе.
- Тиски;
- Болгарка или ножовка для резки трубы;
- Напильник для снятия фасок;
- Любое масло (веретенка, солярка, моторная отработка, масло для швейных машин и т.д.).
Вот как выглядит процесс изготовления сгона по собственным размерам:
- Труба отрезается по длине;
- С обеих сторон напильником снимаются наружные фаски;
- Труба зажимается в тиски;
- Ее поверхность смазывается. Масло уменьшит необходимое для нарезки усилие и избавит поверхность от задиров металла;
- Плашка надевается на трубу направляющей рамкой и прижимается к ней с максимальным усилием; одновременно рамка поворачивается по часовой стрелке. Прижимать плашку можно прекратить лишь после нарезки первых двух ниток;
- Со стороны короткой резьбы нарезается пять ниток, со стороны длинной — 20.
После того, как заход сделан, плашку можно перевернуть. Этим мы компенсируем неравномерность ее износа.
Что такое сгоны
Сгон – это соединительная деталь, которая выглядит как коротенькая трубка, у которой на одном конце резьба короткая, на другом более длинная. Сюда надевается контргайка и муфта целиком.
Рекомендуется брать сгоны для труб с достаточно длинной резьбой, иначе все детали не поместятся на участке с резьбой, и тогда потребуется увеличивать расстояние между соединяемыми концами трубы и сгона, в результате прочность соединения будет снижена.
Данная соединительная деталь наиболее часто применяется при прокладке водопроводов. Поэтому ее необходимо обрабатывать антикоррозийными средствами.
Чаще всего встречаются следующие виды металлических сгонов для труб:
- Никелированные. Данные сгоны придают трубопроводу более красивый вид, поэтому чаще всего используются в жилых помещениях. Однако они более дорогие по сравнению с обычными стальными деталями.
- Оцинкованные. Применяются на открытых участках, где на трубопровод будут оказывать влияние атмосферные явления.
- Стальные. Используются для трубопроводов, укладываемых в грунт. Чтобы предотвратить образование коррозии осуществляется их покраска.
Госстандартом определены такие размеры сгонов для труб:
- 150×50×65×17 мм, где первое значение длина, второе – внутренний диаметр, третье – длина одного резьбового участка, последнее – длина другого резьбового участка;
- 130×32×55×13 мм;
- 110×15×40×9 мм.
Также изготавливаются изделия с другими промежуточными размерами. Фитинги следует подбирать с учетом диаметра монтируемого трубопровода.
Как выполнить правильный шов
Чтобы сделать качественный шов, необходима правильная подготовка трубы к сварке. Качество кромки труб является определяющим для прочного и герметичного шва.
Например, для сварки встык срез трубы должен быть строго под прямым углом. Перед началом работы его тщательно зачищают наждачной бумагой на 1 см от края трубы, затем удаляют масла, краски, металлической пыли и обезжиривают.
Техника сварки зависит от формы сечения, толщины и диаметра соединяемых труб. Простые круглые трубы для систем отопления свариваются простым непрерывным швом, двигая электрод вдоль поверхности трубы до тех пор, пока два фрагмента не будут полностью сварены.
Для относительно тонкого трубопроката (до 6 мм) подойдет двухслойный шов, при толщине от 6 до 12 мм применяется трехслойная сварка. Массивные и толстые фрагменты трубопровода соединяются четырьмя и более швами.
Швы выполняются поочередно, один за другим. Следующий шов можно начинать только после остывания предыдущего. Чтобы добиться качественного и красивого шва, нужно периодически снимать образующийся в месте сварки шлак, слегка постукивая по трубе молоточком.
Особенности сварки поворотных и неповоротных стыков
Для выполнения качественного поворотного стыка (там, где две трубы соединяются под определенным углом) можно использовать специальный вращатель, который фиксирует и обеспечивает максимально удобный доступ сварщику.
При отсутствии аппарата придется поворачивать трубу вручную, обрабатывая электродом участок сечения трубы 60-110 градусов.
При ручном выполнении поворотного стыка диаметр труб сначала проваривается на 2/4 с внешней стороны в два слоя, затем разворачивают и доваривают стык, используя все три-четыре слоя.
Неповоротный стык делать намного легче: совместить два фрагмента трубы и сделать несколько точек сварки (например, в виде воображаемого креста, или только с двух противоположных сторон). Варить трубу, начиная с нижней точки, двигая электрод к верхнему участку.
Технология сборки трубопровода
Чтобы собрать трубопровод необходимо выполнить следующую последовательность действий:
- Сначала на трубу следует накрутить муфту.
- Затем сгон стороной с короткой резьбой вкручивается в муфту (иногда его соединяют напрямую). Детали следует закручивать до упора, тогда соединение получится надежным.
- На длинную сторону сгона накручивается контргайка.
- Следом за ней идет соединительный фитинг.
- Потом конец сгона прикладывается к трубе и свинчивается муфта, таким образом, чтобы она перешла на трубу. Соединение будет проще выполнить, в случае максимального совпадения осей деталей.
- Затем фитинг необходимо застопорить контргайкой. Для этого ее следует подкрутить к муфте, чтобы между деталями было расстояние в 2-3 см. Это пространство необходимо заполнить прядями льна. Их следует наматывать по направлению вращения гайки. Затем контргайку следует закрутить до упора. Это необходимо делать для уплотнения соединения и предотвращения протечек воды через него. Для накручивания контргайки следует использовать гаечный ключ, поскольку ее грани узкие.
Работа с поворотными и неповоротными стыками
Техника, как сварить трубы разного диаметра с поворотными и неповоротными стыками требует отдельного упоминания (прочитайте также: «Как выполняется сварка неповоротных стыков труб – пошаговое руководство»).
Среди правил выполнения таких работ можно привести следующие:
- Поворотные стыки будет удобно выполнять во вращателе. Желательно, чтобы скорость выполнения работы и вращения механизма была одинаковой.
- Место контакта металла с дугой (сварочная ванна) должна располагаться на 30º ниже верхней точки трубы, установленной во вращатель, с противоположной направлению вращения стороны.
- Такую работу можно выполнять и вручную. Для этого трубу каждый раз проворачивают на 60-110º, чтобы с ней было удобно работать.
Однако наиболее сложной будет работа при развороте трубы на 180º.
В таком случае сварку лучше разделить на 3 стадии:
- В первую очередь приваривают в 1-2 слоя 2/4 сечения трубы по внешнему радиусу сгиба.
- Далее трубу разворачивают и доваривают оставшуюся часть шва, выполнив сразу все слои.
- В конце труба еще раз проворачивается, и на внешней части сгиба добавляют оставшиеся слои шва.
Сваривание неповоротных стыков выполняется в две стадии.
Методика работы такова:
- Трубу нужно визуально разделить на два отрезка. Шов в данном случае получится одновременно и горизонтальным, и вертикальным, и потолочным.
- Сваривание начинают с нижней точки окружности, плавно перемещая электрод к верхней точке. Таким же образом проводят работу с противоположной стороны.
- При этом дуга делается короткой, по длине равной ½ толщины сердечника электрода.
- Высота валкового шва может достигать 2-4 мм, все зависит от толщины стенки трубы.
Заключительным этапом сварочных работ является контроль качества соединений.
Рекомендации по демонтажу
Для предотвращения появления ржавчины на газо- и водопроводах их необходимо красить. Срок эксплуатации трубопровода после покраски увеличится, однако, после этого демонтаж резьбовых соединений становится довольно затруднительным. По этой причине не стоит места с резьбой окрашивать несколько раз, достаточно одного слоя. Для облегчения разбора данные участки следует промазать консистентным жиром.
Если на разбираемом участке трубопровода соединения были окрашены несколько раз, то необходимо предварительно удалить слой краски. Для этого можно воспользоваться паяльной лампой или ножом.
Материал, из которого изготовлен фитинг, влияет на трудоемкость демонтажа. Например, накрученные на трубы из стали детали из ковкого чугуна будет не сложно открутить гаечным ключом. Такие детали практически «не срастаются» с трубами. А вот муфту из стали раскрутить ключом невозможно.
Не следует усиливать ключ рычагом, иначе он будет испорчен, а деталь так и останется не открученной.
Облегчению разборки трубопровода способствует нагрев при помощи газовой горелки или паяльной лампы. Процесс нагрева может занять 15 – 55 минут. Время зависит от диаметра трубопровода. Трубу необходимо периодически поворачивать, чтобы соединение прогрелось со всех сторон.
Заключение
Итак, мы выяснили, что это – сгон на трубопроводе и муфта. С применением данных деталей создается разборное соединение трубопровода. Применение сгона обеспечивает возможность демонтажа некоторого участка системы без необходимости разбора трубопровода целиком в случае проведения ремонтных работ.
Любой трубопровод непременно испытывает недостаток в ремонте. В цельных системах замена каких-либо отдельных деталей связана с рядом сложностей, исходя из этого во многих системах используют резьбовые соединения при помощи муфт и сгонов. В данной статье мы рассмотрим, что это такое, чем отличаются эти детали друг от друга и как выполняется монтаж трубопровода с их помощью.
Тонкости электросварки
Если производится сваривание труб круглой формы, то шов на них должен быть непрерывным. Это значит, что как только работа начата, ее нельзя прерывать, пока не образуется сплошной сварной шов. В случае работы с поворотными и неповоротными стыками сварка труб отопления электросваркой должна выполняться в несколько слоев. Их количество будет зависеть от толщины стенок трубы.
Зависимость количества слоев от параметров стенки выражается в таких величинах:
- 2 слоя сварочного шва выполняют на трубах с толщиной стенки до 6 мм;
- если стенки колеблются в пределах 6-12 мм толщины, потребуется 3 слоя;
- все прочие изделия, толщина стенок которых еще больше, нуждаются в наложении 4 слоев шва.
Стоит отметить, что каждый последующий слой сварки можно наносить только после полного остывания предыдущего. Перед нанесением весь образовавшийся шлак необходимо удалить. Читайте также: «Как правильно варить электросваркой трубы – теория и практика от мастера».
Кроме того, стоит учесть ряд важных особенностей:
- Какую полярность и ток нужно применять (постоянный или переменный), будет зависеть от толщины стенки труб, их материала и оболочки электродов. Вся информация должна быть указана в инструкции к электродам.
- Толщина электродных стержней влияет на силу тока, необходимую для сварки. Прикинуть этот показатель можно, умножив толщину стержня на 30 или 40. Так вы сможете вычислить силу тока в амперах и выставить ее на сварочном оборудовании.
- Скорость выполнения работ не имеет регламентированной величины. Просто нужно следить, чтобы дуга не оставалась в одной точке слишком долго, иначе, кромка прогорит, и все придется начинать сначала.
Чтобы облегчить себе работу, перед началом сварки газовых труб электросваркой можно выполнить сборку стыков.
Муфта
Неспециализированные сведения
Муфта представляет собой соединительный фитинг, внутренний диаметр которого равняется наружному диаметру труб. На обоих концах детали имеется внутренняя резьба, в которую вкручиваются трубы. Протяженность резьбы труб наряду с этим два раза меньше фитинга, что разрешает вкручивать их на однообразную глубину.
Особенности муфтового соединения
Дабы верно выполнить своими руками соединение конструкции при помощи данного фитинга, нужно ознакомиться с его спецификой. В случае если пристально рассмотреть резьбу на трубе, то окажется, что последние витки имеют меньшую глубину на участке, где резьба переходит в гладкую поверхность. Эти витки называются сбегом, который заклинивает соединительный фитинга.
Правила техники безопасности при работе со сварочным аппаратом
Немаловажным моментом при проведении любых электротехнических работ, в том числе сваривания металлических труб, является соблюдение правил техники безопасности. Если ими пренебречь, можно получить разнообразные травмы, такие как термические ожоги кожи, ожоги сетчатки глаз вспышкой дуги, удары электрическим током и другие.
Поэтому перед началом работ следует выполнить следующие действия:
- жилы, проводящие ток, и компоненты сварочного аппарата должны быть изолированы;
- корпус сварочного оборудования и дополнительные приборы нужно заземлить;
- спецодежда и рукавицы должны быть абсолютно сухими;
- надеть галоши или постелить резиновый коврик в небольшом по размеру помещении для дополнительной изоляции;
- чтобы уберечь глаза и лицо, при работе следует надеть защитный щиток.
Итоги
Таким образом, мы частично рассказали, как следует выполнять сварочные работы на электрическом оборудовании. Безусловно, чтобы работа была успешной, у вас должны быть некоторые практические навыки. Тем не менее, благодаря информации, изложенной в материале, вы будете знать, с чего начинать практиковаться. При соблюдении наших рекомендаций, у вас обязательно получится сваривание металлических труб на достойном уровне.
Сгоны
Неспециализированные сведения
Сгон так же представляет собой соединительный фитинг, который, по сути, есть коротенькой трубкой. С одной стороны деталь имеет маленькую резьбу для соединения с фитингом. На другом ее конце имеется долгая резьба, на которой помещается контргайка и всецело муфта для соединения труб.
Нужно дабы изделие имело достаточно долгую резьбу, поскольку , если детали не помещаются на участке с резьбой, нужно будет увеличивать расстояние между соединенными торцами трубы и сгона, что уменьшит прочность соединения.
Нужно заявить, что данный соединительный элемент значительно чаще используется для водопроводов. По данной причине он испытывает недостаток в хорошей антикоррозионной защите. Наиболее распространенными являются следующие виды сгонов:
Никелированные | Значительно чаще используются в жилых помещениях, дабы придать трубопроводу более эстетичный вид. Само собой разумеется, цена таких фитингов более высокая, чем простых стальных. |
Оцинкованные | Применяют на участках, где система подвергается действию атмосферных явлений. |
Стальные | Значительно чаще используют для трубопроводов, каковые укладываются в землю. Для защиты от коррозии делают их покраску. |
В соответствии с ГОСТ6357-73 размеры сгонов для труб смогут быть следующими:
Протяженность изделия, мм | Внутренний диаметр, мм | Протяженность долгого резьбового участка, мм | Протяженность маленького резьбового участка, мм |
150 | 50 | 65 | 17 |
130 | 32 | 55 | 13 |
110 | 15 | 40 | 9 |
Помимо этого, существуют кое-какие промежуточные размеры. Естественно, подбираются соединительные детали в соответствии с диаметром трубопровода.
Особенности соединения
Инструкция по сборке трубопровода выглядит следующим образом:
- Прежде всего на трубу накручивается муфта.
- После этого изделие маленькой стороной вкручивается в соединительный фитинг (в некоторых случаях сгон соединяется напрямую). Соединение должно оказаться крепким, исходя из этого закручивать детали нужно до упора.
- На долгий конец детали необходимо накрутить контргайку.
- Потом со стороны долгого резьбового участка необходимо накрутить соединительный фитинг до упора.
- Затем нужно подвести конец сгона к трубе и свинтить муфту, дабы она неспешно начала переходить на трубу. Чем правильнее совпадают оси деталей, тем легче выполнить соединение.
- Потом фитинг стопорится контргайкой, для этого контргайку нужно подвернуть к муфте, покинув расстояние в пара сантиметров. Появившееся пространство между деталями необходимо заполнить прядями льна, каковые наматываются в сторону вращения гайки. Затем контргайка закручивается до упора, в следствии чего соединение уплотнится, и вода не сможет просачиваться через него.
Особенности демонтажа
Газопроводы и водопроводы принято красить в целях защиты от коррозии. Краска способна продолжить срок эксплуатации системы, но, демонтировать резьбовые соединения затем весьма сложно. Исходя из этого окрашивать участки с резьбой возможно не более одного раза, а при разборке их необходимо промазать консистентным жиром.
В случае если нужно разобрать участок конструкции с многократно окрашенными соединительными элементами, предварительно нужно сжечь краску паяльной лампой либо счистить ее механическим методом, к примеру, ножом либо шилом.
Трудоемкость демонтажа сильно зависит от материала фитингов. К примеру, детали, выполненные из ковкого чугуна намного меньше «срастаются» со стальными трубами. Исходя из этого как правило их возможно открутить при помощи гаечного ключа. А вот стальную муфту раскрутить ключом вряд ли окажется.
Обратите внимание! Не следует усиливать ключ рычагом, поскольку его возможно сломать, не открутив деталь.
Кроме этого при разборке трубопровода оказывает помощь нагрев. Для этих целей возможно применять газовую горелку либо паяльную лампу. В зависимости от диаметра трубопровода, на прогрев может уйти от 15 мин. до часа. Наряду с этим, в ходе прогрева трубу нужно периодически поворачивать, дабы уплотнение обгорело со всех сторон.
Правила техники безопасности при сварке
Процесс сварки с помощью электрического тока несет в себе три потенциальных опасности:
- получение электротравмы при соприкосновении с проводами или электродами под напряжением;
- ожог кожи расплавленным металлом;
- ожог сетчатки глаза дуговой вспышкой.
Чтобы избежать нежелательных последствий, стоит позаботиться об электроизоляции: использовать специальные резиновые коврики и галоши, заземлить сварочный аппарат, изолировать токопроводящие жилы.
Важно использовать средства индивидуальной защиты – специальные перчатки, а также защитный шлем или щиток для лица.
Сварка водопроводных труб электросваркой – один из самых надежных способов добиться необходимой герметичности контура циркуляции. Швы, полученные при применении данной технологии, устойчивы к давлению, механическим нагрузкам, коррозии.
К сожалению, даже при соблюдении всех требований, трубы могут дать течь в процессе эксплуатации. Это происходит из-за внешних нагрузок, на которые металлические конструкции попросту не рассчитаны, а также вследствие естественного старения и износа материала.
В такой ситуации приходится действовать незамедлительно, устранять течи на уже использующемся трубопроводе.