Хомутом называют соединительный элемент, который внешне представляет собой такое устройство — стержень. Окончания у этой продукция могут стягиваться, создавая круг. Такое изделие нужно для того, чтобы надежно закреплять и герметизировать шланги, трубы, части трубопроводов, кабели, патрубки.
Существуют такие виды хомутов с температурными диапазонами и техническими документами, которые мы представили в таблице.
№ | Хомут | Температура | Технический документ |
1. | червячный | -60 до +450 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
2. | силовой | -100 до + 350 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
3. | с ключом | — 45 до + 100 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
4. | проволочный | -80 до +160 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
5. | стяжка | -40 до +80 | ГОСТ Р МЭК 62275-2015 |
6. | глушителя | -100 до +250 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
7. | электротехнические скобы | -40 до +120 | ГОСТ 17679-80 |
8. | вентиляционный | -45и до +120 | ГОСТ 24137-80 |
9. | пружинный | -40 до + 200 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
10. | ленточный | -45 до +120 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
11. | трубный | -50 до +120 | ГОСТ 24137-80 |
12. | пыльника шруса | -60 до + 80 | ГОСТ 28191-89 DIN 3017 |
13. | ремонтный | -100 до + 100 | ГОСТ 24137-80 |
Далее рассмотрим все типы хомутов с их характеристикой и применением.
Червячный
Данный метиз является важнейшим крепежным элементом. Изготавливают его из нержавеющей, оцинкованной, углеродистой сталей, а также из пассированных сплавов. Червячный хомут применяют прежде всего, чтобы фиксировать трубы на поверхности, но и в качестве заземлителя металлорукавов. В его конструкцию входит:
- лента
- винтовая часть
- замок
Рассматриваемый продукт нужен для стыковки следующих предметов:
- обычных проводов
- электротехнических кабелей
- резиновых шлангов
Советы по монтажу
- Современные силовые изделия просты в установке, и нет необходимости прикладывать большие усилия, чтобы сделать качественную затяжку. Более того, чрезмерное перетягивание может привести к уменьшению срока эксплуатации изделия и его быстрому износу.
- Если используется одноболтовый зажим, то его необходимо просто раскрутить до необходимого размера трубы, установить и затянуть гаечным ключом при помощи винта.
- При креплении хомута нужно правильно подобрать диаметр сверла для просверливания отверстия.
- Труба должна фиксироваться только методом, указанным для выбранного хомута.
- Если для герметичного закрепления чугунных труб подойдут стандартные хомуты, то в зонах повышенного давления лучше выбирать усиленные зубчатые модели.
- Не забывайте надёжно фиксировать сами трубы после затяжки хомутом. Для этого надо заблаговременно подумать о дополнительных крепёжных деталях.
Исходя из практики, при правильно выбранном, высокотехнологичном хомуте обычно не возникает проблем с его монтажом и дальнейшей эксплуатацией.
Обзор силовых хомутов смотрите далее.
Силовой
Силовые или усиленные хомуты эксплуатируются при сильнейшем вибрационном воздействии, высоком давлении и значительными температурными изменениями. Помимо этих технических особенностей, следует сказать, что силовые хомуты производятся из двух марок сталей: углеродистой и нержавеющей.
Усиленный хомут бывает двух видов: одноболтовым и двухболтовым.
Одноболтовый
Одноболтовый силовой хомут применяется, чтобы фиксировать армированные шланги, закреплять трубы, а также в пневматическом и гидравлическом приводе.
Двухболтовый
Такой вид крепежных соединений используется в узкопрофилированных промышленных отраслях, где нужно обеспечить качественную герметизацию соединения.
Способы применения
Применение проволочного хомута требует соблюдения нескольких условий.
- Этот вариант применяют для толстостенных эластичных шлангов. Многолетние, потрескавшиеся шланги, потерявшие мягкость и упругость, не выдерживают давления стальной проволоки малого диаметра. Она разрушает структуру материала, может прорезать насквозь, что приведет к протечке или даже срыву.
- При использовании проволочного хомута рекомендуется пользоваться уплотнительной прокладкой из резины. Это позволяет более равномерно распределить давление, продлевает срок службы шланга.
- Некоторые изделия изначально снабжены уплотнителем, что освобождает от необходимости применять прокладку, обеспечивая максимально плотное прилегание.
- Допускается использование такого типа хомута только для крепежа на твердые основания – металлические или пластиковые трубы, поскольку в месте соединения двух мягкостенных поверхностей проволока просто передавит их.
Применение стальной спиральной проволоки обеспечивает наиболее надежное и герметичное соединение. Кроме конструктивных различий, у хомутов имеются разные способы фиксации. Это зависит от цели, с которой применяют устройство. На прилавках магазинов можно приобрести изделия с жестким форматом фиксации. Такой тип наиболее удобен в местах ветвления и перегибов трубопровода.
С ключом
Такое изделие используют как и червячный хомут и сферы применения у них одинаковые. Итак, берем наш фиксатор в руки, обжимаем нужный участок шланга, далее, благодаря затягиванию метиза можно заметить надежную фиксацию. Данный продукт надежно прикрепиться к шлангу, но есть и минус, он не такой прочный как обычный червячный хомут.
Ключ или «барашек» имеет пластиковую конструкцию и бывает разных цветов. Но на некоторых предприятиях могут использовать и стальные.
Ремонтные и крепёжные хомуты: основные отличия
Крепёжные соединители и ремонтные — это совершенно разные изделия. Каждый из них выполняет конкретную функцию, соответственно, имеет свои отличительные свойства. Фиксатор ремонтного типа — это многофункциональный хомут, который предназначен для устранения в трубопроводных системах неполадок следующего типа:
- трещины продольного и поперечного типа;
- нарушение герметичности в соединительных деталях (фитингах);
- свищи на трубах, образованные вследствие блуждающих токов.
В основном для ремонта используют классические модели хомутов в виде металлических пластин с согнутыми концами. Именно на этих местах устанавливают гайки и болты для стяжки. В комплекте к таким устройствам не идёт резиновая прокладка, поэтому её нужно подбирать индивидуально.
Некоторые хомуты имеют удобные рукоятки для крепления
Ремонтные хомуты пользуются преимуществами перед крепёжными. Они отличаются простым и оперативным монтажом, подходят для устранения практически любой неисправности, не требуют слива воды для проведения работ.
Проволочный
Хомут с проволокой является специальным крепежным элементом, а также одним из самых распространенных типов метизов для крепления. Его внешняя часть производиться как кольцо, включая механизмом затягивания на одном участке.
Их используют, чтобы скреплять спиральных шланги, издающие вибрационные волны. Такой вид хомут нашел свое отражение практически не только во всех видах промышленности, но и в быту.
Соединение труб разного диаметра
Для этого можно использовать муфты, переходники, крестовины и другие соединительные детали.
Водопроводные можно состыковать с помощью муфты и контргайки в том случае, если труба прямая и без углов. Для короткого соединения используют одну муфту, если длинное — добавляют контргайку. На муфте должны быть обозначены диаметры, для которых она подходит. Такой способ применим только для небольших труб, для большого диаметра лучше соединить их сваркой.
Как видим, для того, чтобы соединить трубы существует много способов. Можно состыковать трубы так, чтобы их невозможно было разобрать в дальнейшем, такие способы используют в труднодоступных местах для повышения прочности и герметичности соединения.
Большинство способов не требуют специальных знаний и навыков, с некоторыми может справиться даже новичок. Какой опыт у Вас, наши читатели? Какой метод соединения труб Вы используете чаще всего, а какой считаете самым ненадёжным?
Вентиляционные
Хомут вентиляционный является одной из разновидностей из видов крепежного хомута. Он применяется для создания создание качественного соединения между воздуховодами круглого сечения и поверхностями вертикального или же горизонтального типа.
Вентиляционный метиз по строению бывает двух видов:
- цельнометаллический
- прорезиненный
Также их делят на обжимной и необжимной виды.
Ленточный
Такой вид крепежного элемента необходим, чтобы соединять трубопроводы, шланги, патрубки. Ленточный хомут производится из двух видов стали:
- легированная
- нержавейка
Чтобы защитить метиз от ржавчины, на него наносят цинк или другие антикоррозийностойкие химические вещества.
Он используется больше всего в промышленности: автомобилестроении, строительстве, нефтегазовой отрасли, в быту и в ЖКХ.
Металлические
Прежде всего следует сказать, что все существующие трубы можно условно поделить на два вида:
- металлические;
- пластиковые.
Как правило, больше всего проблем возникает со стыковкой металлических труб, поэтому вначале рассмотрим способы именно их соединения.
Итак, существует несколько вариантов герметичной стыковки:
Варианты соединения металлических труб без сварки
Ниже подробней ознакомимся с каждым из этих вариантов.
Плашки для нарезания резьбы
При помощи резьбовой муфты
Чаще всего металлические трубы без сварки можно состыковать при помощи резьбового соединения. В этом случае, соответственно, требуется нарезка резьбы. Следует отметить, что это не такая сложная процедура, как многим может показаться на первый взгляд.
Для нарезки резьбы вам понадобится электрический резьбонарезатель или плашки для ручного выполнения этой операции. Так как цена электрического инструмента очень высокая, ниже я расскажу, как выполнить работу вручную:
- прежде всего, нужно очистить от краски поверхность, которая подлежит нарезке резьбы. Если на ней имеются наплывы металла, к примеру, оставшиеся после сварки, их надо сточить;
- далее нужно снять с торца наружную фаску при помощи напильника;
- затем на подготовленный конец детали надо надеть лерку (плашку) и сделать пол оборота. При этом необходимо следить, чтобы плашка наделась строго перпендикулярно оси;
- далее надо выполнить четверть оборота назад;
- по такому принципу нарезается резьба на необходимую длину. В процессе нарезки резцы нужно смазывать специальной жидкостью или любой другой смазкой;
- затем по такой же схеме выполняется нарезка резьбы на другой соединяемой детали трубопровода.
Для муфтового монтажа на одно трубе длина резьбы должна быть в несколько раз длинней, чем на другой, чтобы на нее можно было накрутить муфту с гайкой.
Схема резьбового монтажа при помощи муфты
После нарезки резьбы можно своими руками выполнить муфтовое соединение, которое выполняется следующим образом:
- на длинную резьбу накручивается гайка и затем муфта;
- на второй конец детали накручивается гайка;
- далее трубы соединяются, и с длиной резьбы сворачивается муфта, в результате чего она начинает накручиваться на вторую деталь с короткой резьбой. Данную процедуру нужно выполнять до тех пор, пока место стыка не окажется примерно посередине муфты;
- затем с двух сторон накручиваются гайки. Прежде чем их затянуть, между муфтами и гайками следует намотать паклю для гидроизоляции соединения.
Данное соединение получается надежным и долговечным. Однако, далеко не всегда имеется возможность нарезки резьбы. Если, к примеру, трубопровод расположен близко к стене, выполнить эту операция вряд ли удастся.
Поэтому далее я расскажу, как осуществить надежное соединение металлических труб без сварки и резьбы.
На фото – муфта Гебо
Соединение муфтой Гебо
Муфта Гебо («гебу» или «гебра») представляет собой специальный компрессионный фитинг. С его помощью можно выполнить соединение стальных труб без резьбы и сварки очень быстро, причем для этого не понадобятся какие-либо специальные инструменты.
Схема установки муфты Гебо
Схема ее использования предельно простая:
- на трубу надеваются детали в такой последовательности:
- гайка;
- зажимное кольцо;
- прижимное кольцо;
- уплотняющее кольцо;
- муфта;
- затем надо надеть муфту до половины и затянуть гайку;
- далее вторая деталь соединяется с фитингом в такой же последовательности.
Надо сказать, что данный фитинг существует как в виде муфты, так и в виде тройника. Это позволяет использовать его в тех случаях, когда нужно выполнить врезку, к примеру, в стояк для выполнения разводки.
Что касается надежности, то это зависит от качества монтажа. Если работа выполнена правильно, то данный монтаж получается надежным и долговечным.
Ремонтно-монтажная обойма
Ремонтно-монтажная обойма
Выполнить соединение труб без сварки и резьбы можно также с использованием ремонтно-монтажной обоймы. Этот фитинг представляет собой муфту или тройник, который состоит из двух частей. Обе половинки стягиваются между собой при помощи болтов.
Следует отметить, что ремонтно-монтажные обоймы предназначены, прежде всего, для выполнения временных ремонтов, к примеру, в случае возникновение трещин. Однако, в экстренных ситуациях с их помощью можно выполнить и стыковку труб, особенно, если трубопровод не будет работать под высоким давлением.
В этом случае инструкция по монтажу выглядит следующим образом:
- прежде всего участки деталей трубопровода, на которые будет надеваться фитинг, нужно очистить от краски, ржавчины и всевозможных неровностей, чтобы наружная их поверхность была абсолютно гладкой;
Схема монтажа ремонтно-монтажной обоймы
- затем на трубу нужно надеть резиновый уплотнитель. Разрез уплотнителя надо промазать силиконовым герметиком. Следует отметить, что уплотнитель должен полностью охватывать трубы, чтобы не оставалось зазора.
- далее обе половинки фитинга надеваются на резиновый уплотнитель и стягиваются болтами, как показано на схеме.
Данный способ, как мы видим, также является предельно простым. По такому же принципу осуществляется соединение хомут-муфтой. Разница заключается лишь в том, что она затягивается с одной стороны, а не двух.
Надо сказать, что если использовать хомуты для труб – соединение труб без сварки получается еще более надежным, чем с использованием монтажно-ремонтной муфты.
Если вам нужно выполнить соединение профильных труб без сварки для сборки какой-либо конструкции, можно также воспользоваться специальными профильными хомутами.
Пример соединения профилей хомутом
Пыльник шруса
Этот хомут знаком больше всего автомобилистам. Чаще всего автовладельцы интересуются пыльником шруса на следующие легковушки:
- ВАЗ
- Toyota
- Ford
- Renault
А вот слово «шрус» произошло из-за узлов машины. Данное название переводится как шарнир равных угловых скоростей.Его ставят на колесную систему привода, чтобы передавать момент силы при выполнении колесами поворота до семидесяти градусов.