Технические характеристики
Основное требование к вентиляционным воздуховодам – это их изготовление из оцинкованного стального листа. Такие элементы прошли испытание временем и показали, что дешевле и лучше них на сегодняшний день аналогов не существует. И другие характеристики, на которые надо обратить внимание.
- Сечение может быть в виде круга или прямоугольника.
- Соединяются концы листов в виде сварного или фальцевого шва.
- Направление соединения оцинкованных листов прямое или спиральное.
- Может быть использован класс герметичности или «Н», или «П».
- Эксплуатируются оцинкованные воздуховоды до +80С.
- Толщина используемого оцинкованного листа от 0,5 до 1,25 мм.
- Диаметр 100-1250 мм.
- Длина 3-25 м.
Как происходит процесс герметизации
Для выполнения герметизации отдельных квадратных и прямоугольных секций с фланцевыми (наиболее часто встречающимися) соединениями применяют прокладки или специальные составы. Фланцы скручивают болтами с гайками и зажимают прокладку.
Реже встречаются бандажные, муфтовые, ниппельные и раструбные соединения (обычно на круглых трубопроводах). Их обычно уплотняют специальными лентами и жидкими герметиками или невысыхающими мастиками.
ГОСТ
Как уже говорилось выше, все вентиляционные воздуховоды изготавливаются по определенному государственному стандарту. При этом для изготовления используются оцинкованные листы, которые выпускаются под разными ГОСТами. В основе классификации лежат условия эксплуатации самих вентиляционных труб. К примеру:
- Если по вентиляции прогоняется воздух влажностью не более 60% и температурой не больше +80С, то для воздуховодов используется оцинкованный лист, изготовленный по ГОСТу 14918-80. При этом используется материал толщиною 0,5-1 мм.
- Если параметры перемещаемого воздуха или газов – до +500С, при этом в их составе есть активные химические компоненты, тогда вентиляция собирается из труб, изготовленных из жаростойкой и коррозионостойкой стали, которую производят по ГОСТ 5632-72.
Обозначение ГОСТов производится в сертификате качества, который выдается на каждую партию оцинкованного листа.
Толщина стали для воздуховодов по СНиП
Это достаточно серьезный показатель, который определяет жесткость воздуховодов. И зависит он от диаметра изготавливаемых труб.
- диаметр 80-315 мм – толщина используемого оцинкованного листа – 0,5 мм:
- диаметр 355-800 мм – толщина 0,7 мм;
- диаметр 900-1250 мм – толщина 0,9 мм;
- 1400-1600 мм – толщина стенки 1,2 мм.
Толщина стали для воздуховодов – это один из важных параметров, не зря его точно обозначили в СНиПе. Поэтому, изготавливая вентиляционные трубы, надо строго придерживаться выше обозначенных соотношений. При этом надо обозначить, что нет никакой разницы, какие трубы будут изготавливаться – воздуховоды класса П или Н. о них чуть ниже.
Вес воздуховодов
Диаметр, мм | Вес одного метра, кг |
100 | 1,4 |
125 | 1,8 |
140 | 2 |
160 | 2,3 |
180 | 2,5 |
200 | 2,8 |
225 | 3,2 |
250 | 3,6 |
280 | 4 |
315 | 4,5 |
355 | 5,1 |
400 | 5,7 |
450 | 9 |
500 | 10 |
560 | 11,3 |
630 | 12,7 |
710 | 14,3 |
800 | 16,15 |
900 | 26 |
1400 | 48,4 |
1600 | 55,3 |
Предел огнестойкости
Оцинкованные воздуховоды должны обеспечивать определенные условия сохранения своих параметров при пожарах и нераспространении огня. Для этого существуют нормы огнестойкости, которые делят все стройматериалы на пять классов. Так вот оцинкованные воздуховоды относятся к нулевому классу. Поэтому уложенные под потолком трубы должны выдерживать температуру огня в течение 90 минут, уложенные по стенам – 30 минут.
Испытание воздуховодов на огнестойкость проводят на самих объектах, где сооружается система вентиляции и кондиционирования. При этом используют СНиП 2.04.05-91. Способы защиты:
- традиционный с использованием фольгированного материала;
- нанесение защитных огнестойких составов при помощи оборудования;
- комбинированный способ.
Что это такое?
Вентиляция – процесс удаления или замены загрязненного воздуха в помещении и обеспечение в нем необходимых санитарно-гигиенических условий и создание в нем комфортного для человека микроклимата. Герметичность воздуховодов – воздухонепроницаемость коробов вентиляции. Именно герметичность обеспечивает качественную работы системы вентиляции и предохраняет вентилируемые здания от возникновения опасных ситуаций.
Маркировка
В СНиПах, на основании которых сооружаются системы вентиляции и кондиционирования, нет строгих требований к маркировке воздуховодов. Именно поэтому строители ее и не проводят. Но многие подрядные организации умалчивают или не знают, что в ГОСТе 14202 четко прописано, что воздуховоды маркировать надо обязательно. Если по ним транспортируется воздух, то их с внешней стороны надо окрашивать в синий цвет. В приложении этого ГОСТа обозначено, какого именно оттенка должна быть синяя краска.
В Европе и Америки маркировку проводят обязательно. В России на некоторых объектах монтажные организации также проводят окраску воздуховодов, если эти объекты сооружаются по мировым нормам.
Как проверить герметичность воздуховодов
Проверку установленного воздуховода проводят методом аэродинамических испытаний, в ходе которых фиксируют расходы на оконечных точках – решетках, диффузорах. Как показывает практика, подобные испытания не гарантируют необходимых характеристик даже при полученных «нормальных» показаниях работы.
Такое положение сложилось из-за несогласованности нормативно-правовой документации разных лет и размытости определений. Например, есть требование проверки «отдельных участков воздуховода», но нет требования проверки всей системы целиком.
Заказчику важно позаботиться о выборе квалифицированных специалистов (сторонней для строителей компании), чтобы проверить герметичность и отдельных участков, и всей системы в целом.
Классы плотности
Разбираясь с классами плотности воздуховодов, надо понимать, что эти транспортирующие элементы могут быть использованы в разных системах: вентиляции и кондиционирования, воздушного отопления и дымоотведения. То есть, в некоторых из этих категориях требуется повышенная плотность элементов и стопроцентная герметичность соединительных стыков, поэтому оцинкованные воздуховоды делятся на два класса.
Воздуховоды класса «П»
Система оцинкованных воздуховодов, обозначенных буквой «П», то есть плотные, устанавливаются в вентиляцию, где используется мощное насосное оборудование, создающее максимальное давление воздуха до 1,4 кПа. Воздуховоды класса «П» имеют определенные признаки:
- плотность соединения – высокая, для чего используются герметики или другие уплотняющие материалы;
- наличие в местах стыка двух воздуховодов герметичного замка.
Такие воздуховоды используются практически во всех системах, связанных с отводом воздуха и дыма, а также при транспортировке газов. К тому же СНиПами рекомендовано проводить монтаж данного вида в зданиях, которые относятся к категории взрыво- и пожароопасных.
Класса «Н»
Буква «Н» в маркировке оцинкованных воздуховодов обозначается слово нормальные. То есть, к их соединению предъявляются не самые строгие требования. Допускается определенная утечка. Поэтому воздуховоды класса «Н» можно использовать в помещениях категории пожароопасности «В» или «Г», то есть, с минимальными показателями.
Это не говорит о том, что стыки между воздуховодами не герметизируются. Просто допускаются небольшие неплотности, щели и прочие дефекты. Чаще всего для герметизации применяется резина.
Материалы для герметизации воздуховодов
Для герметизации фланцев применяют следующие виды уплотнителей:
- Асбестовый шнур.
- Хризолитовая нить.
- Резина.
- Картон из асбеста.
- Акриловые мастики и герметики.
- Огнеупорные мастики и герметики.
- Термоуплотнительную ленту.
- пластикат ПВХ.
Для всех прочих видов соединений применяют специальную ленту, мастику, герметики, иногда проклеивают стыки алюминиевым скотчем.
Для надежности всегда следует применять два вида герметиков – если один будет разрушаться – второй будет герметизировать стык.
Классы герметичности
Современный подход к правильно организованной вентиляции – это обеспечить полную герметичность воздуховодов. О плотности данной системы было сказано выше. И эти два класса можно также внести в категории герметичности. Именно ими и определяются проводимые работы в российских строительных организациях, потому что все это обозначено СНиПом 3.05.01-85.
В нем четко сказано, что существует несколько очень важных причин, по которым контролируется герметичность оцинкованных воздуховодов.
- Эффективность системы вентиляции резко снижается, когда уменьшается воздухонепроницаемость вентиляционных участков и труб. При этом усложняются ремонтные и обслуживающие процессы. А так как санитарные нормы четко оговаривают, каков должен быть воздухообмен в тех или других помещениях, соответственно надо строго придерживаться установленных требований. А значит, приходится проводить минимизацию утечек.
- Недостаточность приточного свежего воздуха и отток из помещений использованного создает условия, в которых находиться человеку некомфортно. К тому же это вредно для здоровья. Поэтому приходится увеличивать мощность наносного оборудования. Что влечет за собой увеличение расходов на энергоносители.
- Если герметичность оцинкованных воздуховодов нарушена, и если участок вентиляции располагается в неотапливаемом помещении, то велика вероятность образования внутри труб конденсата.
В Европе пользуются своим документом, регламентирующим герметизацию воздуховодов. Обозначается он, как Eurovent 2.2. В нем три класса герметичности вентиляционных воздуховодов.
Класс «А»
Это самый низкий класс герметичности воздуховодов, который определяется таким показателем, как воздухонепроницаемость. Так вот он не должен быть меньше 1,35 л/сек/м при условии, что давление воздуха, проходящего по оцинкованным воздуховодам, составляет 400 Па.
Класс «В»
В этот класс определены воздуховоды с воздухонепроницаемостью 0,45 л/сек/м при том же давлении в 400 Па.
Класс «С»
И последний класс с воздухонепроницаемостью 0,15 л/сек/м. Как и в предыдущих классах учитывается давление воздуха в системе 400 Па.
Проверка герметичности
В независимости от того, сооружается ли новая система вентиляции или проверяется эксплуатируемая, необходимо четко понимать, что испытания надо проводить обязательно. Особенно это касается работающей вентиляционной системы, которая стала работать неэффективно. Для этого используется технология аэродинамических испытаний. Не самый простой процесс, но без него не обойтись.
При выявленных недостатках надо принять меры по их устранению. Обычно это разгерметизация стыков. Поэтому надо провести повторную герметизацию путем нанесения герметика, мастик или самоклеящихся лент.
Для чего нужен контроль герметичности
Контроль герметичности воздуховодов позволяет определить качество систем вентиляции. Именно он позволяет определить КПД, снизить риск поломок различных конструктивных элементов, а также избежать снижения рабочего давления.
Для контроля воздуховодов класса плотные или нормальные необходимо привлекать специализированные организации, занимающиеся данной деятельностью. Независимая от строительной компании экспертная оценка позволит определить наличие несоответствие требованиям действующих стандартов.
Основные факторы, определяющие необходимость контроля:
- Снижение показателей санитарных норм и требований, в результате которых может не только ухудшаться отведение продуктов сгорания газа, но и потребоваться частичный или полный ремонт вентиляционных каналов из-за последствий нарушения их герметизации.
- Негерметичные стыки существенно ухудшают вентиляцию помещений и повышают расходы на её работу и эксплуатацию, так как для обеспечения необходимых показателей приходится повышать мощность оборудования.
- Наличие даже небольших неплотных стыков вентиляционных каналов может стать причиной появления конденсата на внутренних поверхностях, который способен вызвать поломки дорогого оборудования и системы.
Виды
Широкая классификация оцинкованных воздуховодов обусловлена их широчайшим применением в различных вентиляционных системах. Поэтому, чтобы удобно было как-то отличать и классифицировать их, разделение провели по следующим параметрам.
- Форма сечения, она может быть круглой, эллиптической или прямоугольной.
- Диаметр.
- Исполнение в чисто конструкционном виде: с прямым швом или спиральным.
- В зависимости от материалов, из которых они изготавливаются: металл (оцинковка или нержавейка), пластик, металлопластик.
- Вариант соединения: с помощью фланцев или без таковых.
- Тип соединения: муфты, тройники, диффузоры и прочие типы фасонных деталей воздуховодов.
- Жесткость элемента.
Прямоугольные
Чаще всего в проектировании вентиляционных систем используют прямоугольные или круглые формы воздуховодов. У первых есть одно очень важное достоинство – их можно подгонять под необходимые условия сооружения. То есть, принимая по внимание архитектурные изыски помещения, можно уменьшить высоту воздуховода, но увеличить ширину, тем самым оставив неизменной площадь сечения. Последняя в проектировании и расчетах играет самую главную роль. Именно площадь сечение обеспечивает беспрепятственное перемещение необходимого количества воздуха по вентиляционной системе.
К примеру, если есть необходимость уложить вентиляционные воздуховоды под натяжной потолок, то стоит всего лишь изменить размеры прямоугольного сечения. То есть, увеличить ширину, и уменьшить высоту в нужном соответствии, чтобы не изменилась площадь сечения. Для примера можно привести такое соотношение – 20х20 см, и измененное – 10х40 см.
Чаще всего прямоугольные воздуховоды устанавливаются в жилых и служебных зданиях. Их стараются применять в системах с небольшой скоростью движения воздуха, потому что во внутренних углах воздуховода возникают завихрения, которые приводят к падению скорости, а значит, к снижению эффективности работы вентиляции в целом.
Круглые
Круглые воздуховоды из оцинкованной стали, во-первых, более проще в изготовлении. При этом металла на них уходит на 20-30% меньше. Во-вторых, в длину такие трубы могут быть с максимальным показателем. Добавим, что внутри труб круглого сечения не появляются завихрения, отсюда эффективность работы вентиляции, оптимальная скорость движения воздуха, низкий уровень шума и простота проведения монтажных работ. Кстати, последний критерий обеспечивает небольшой вес элементов за счет использованного меньшего количества металла.
Такие воздуховоды чаще всего используются в промышленности, когда есть необходимость собрать разветвленную вентиляционную сеть с минимальными материальными затратами. Хотя никто не запрещает использовать их в жилом домостроении.
Прямошовные
Прямошовные воздуховоды используются в основном на промышленных объектах. Их основное отличие от других разновидностей – прямой шов во всю длину трубы. Изготавливают их из оцинкованного железа толщиною 0,5-1,2 мм и длиною в среднем 1,25 м.
У прямоугольных воздуховодов шов располагают на изгибе, что придает конструкции дополнительную жесткость.
Спирально навивные
По сути, это металлическая лента, которая завивается в трубу по спирали, а ее края соединяются между собой. Сегодня производители оцинкованных воздуховодов предлагают две разновидности таких конструкций.
- Спирально-сварные. Из названия становится понятным, что края ленты между собой соединяются методом сварки, отчего шов получается прочным и герметичным. Для этого используется лента толщиною 0,8-2,2 мм и шириною 400-750 мм. Из нее можно изготавливать трубы, длина которой ограничивается лишь заказом потребителя. Необходимо отметить, что для производства таких воздуховодов используется лента, покрытая антикоррозионным слоем.
- Спирально-замковые. Для них используется та же лента только толщиною от 0,5 до 1 мм и шириною 130 мм с небольшими отклонениями. Как и в первом случае длина не ограничивается.
Сама технология производства воздуховодов спирального типа делится на две категории: в ленту или в кольцо. Надо отметить, что вторая технология считается более затратной, но качество у таких труб намного выше.
Гофрированные
Эта разновидность воздуховодов получила свое применение относительно недавно. В основном это трубы покрытые алюминиевым сплавом или полимерным. При этом делятся гофры на гибкие и полугибкие.
Первые отличаются таким свойством, как растяжение воздуховода и возвращение его в прежнее состояние без потери технических качеств. По сути, это спираль из проволоки, на который натянут алюминиевый или полимерный слой. Или их комбинация. В качестве оболочки используется фольга, пленки из поливинилхлорида, полиэстера или полиуретана.
Вторые – это воздуховоды, собранные по технологии спиральной свивки. В качестве материала используется лента из оцинкованной стали, нержавеющей или из алюминия. На рынок они поступают в сжатом виде, длина которых может доходить до 3 м. А растягиваются они обычно в три раза длиннее. Сами по себе эти воздуховоды очень гибкие, но отличает их от первой модели тот факт, что после растяжения собрать их обратно невозможно.
Утепленные
Утеплять воздуховоды, расположенных в неотапливаемых помещениях и на улице, надо обязательно. Для чего используются различные теплоизоляционные материалы. Сам процесс утепления связан с большим объемом проводимых работ, что требует времени. Сегодня производители предлагают гофрированные воздуховоды, которые утепляются на заводе в процессе их изготовления. Для этого чаще всего используются алюминиевая фольга и полимерные составы.
Материалы
Чаще всего используются оцинкованные воздуховоды. Устанавливают их в систему вентиляции, которая перекачивает воздух до температуры +80С без агрессивных компонентов.
Из нержавеющей стали воздуховоды – самый дорогой материал, поэтому его используют очень редко. Для этого необходимы специальные условия эксплуатации вентиляционной системы: температура +500С, состав газов или воздуха агрессивный.
Металлопластиковые трубы – это слоеная структура изделия, где между двумя слоями алюминия уложен пластиковый компонент. К положительным факторам можно отнести небольшой удельный вес, привлекательный внешний вид. К тому же эти воздуховоды относятся к категории утепленных. Единственный недостаток – высокая цена. Металлопластиковые воздуховоды в основном используются в системах вентиляции, установленных в химической, фармацевтической и пищевой промышленности.
Сегодня производители предлагают воздуховоды и из других материалов. К примеру, их полиэтилена, из стеклоткани. Последние выступают чаще в виде фасонного изделия, с помощью которого можно соединять между собой вентилятор и распределительную камеру. Вентиляционные трубы из винилпласта устанавливают в химических производствах, когда в атмосфере присутствуют кислотные пары. Отметим, что данная разновидность – это очень гибкий материал, которые не поддается коррозии.