Можно ли оставлять систему отопления без воды в летний период?
Не допускайте полного перекрытия поступления воды к радиатору. Отключение радиатора возможно только на период проведения опрессовки (комплекса работ по выявлению неисправностей) системы отопления.
Не оставляйте без воды систему отопления с алюминиевыми радиаторами более чем на 15 дней в году.
В каком положении должны находиться подающие краны?
В отношении подающих кранов правильно будет сделать так: нижний кран закрыть, верхний – открыть. При таком положении кранов наличие воды в батарее весь период: весна – лето – осень – зима будет обеспечено, угрозы образования вакуума не будет и с батареей все будет в порядке.
Что же будет, если не перекрывать краны?
В момент пуска и прекращения подачи горячей воды через трубы протекает вся ржавчина. Если краны не будут перекрыты, то через батарею пройдет очень грязная вода, и батарея может засориться. Однако если по какой-то причине оба подающих крана должны остаться в положении «закрыто» – обязательно откройте (выкрутите) кран Маевского. Иначе радиатор может разорвать из-за химической реакции присадок, содержащихся в теплоносителе, и алюминия. Учтите, если произойдет разрыв радиатора, это не будет гарантийный случай!
А если перекрыть оба крана?
Когда вода станет остывать, ее объем в батарее начнет уменьшаться. Это приведет к тому, что там образуется вакуум. Чем он так страшен? Ваша батарея будет испытывать серьезное давление после того, как внутри нее начнет образовываться вакуум. Она либо деформируется, либо треснет. Чтобы избежать этого, после завершения отопительного сезона ни в коем случае нельзя перекрывать оба крана!
Как действовать при приближении нового отопительного сезона?
После того, как Вам стало известно, что на следующий день будут включать отопление, вспомните, что в момент подачи воды через трубы потечет самая ржавая вода. Чтобы не засорить батарею, перекройте оба крана! Перемычка (байпас) в это время должна быть открыта!
Когда подадут горячую воду, она пойдет через байпас. Советуем первые пару дней не включать батарею. Пусть вся ржавчина пройдет мимо ваших радиаторов!
От байпаса вода в батарее начнет слегка нагреваться, что приведет к увеличению давления внутри батареи, но это не должно Вас пугать. Незначительное повышение давления никак не может привести к деформации радиатора.
Спустя 1-2 дня после подачи горячей воды через перемычку, откройте оба крана на батарее.
Все, к зиме Вы и ваша система отопления готовы!
Для надежного и правильного функционирования радиаторов отопления рекомендуется установить специальную запорную арматуру, которая позволяет регулировать напор и течение теплоносителя, увеличивая или уменьшая его объем. Эффективность отопления очень сильно зависит от правильного выбора данной технической аппаратуры.
В настоящее время для решения подобных проблем используются специальные шаровые краны для радиаторов. Кран является незаменимой часть любой отопительной системы, потому что они могут, например, полностью отключать отопление в летний период времени или же отключать воду для промывки труб и сети, регулировки температурного режима.
Краны устанавливаются для энергосбережения и экономии денежных средств. Также с помощью таких нехитрых устройств можно избавляться от воздуха, который может присутствовать внутри труб.
Виды кранов для отопительного оборудования
На сегодняшний день существует несколько видов кранов, предназначенных для радиаторов отопления:
- Преимуществами регулировочного крана являются то, что он без отключения системы водоснабжения позволяет проводить различные работы с определенной батареей шаровые полнопроходные прямые и угловые из латуни;
- шаровые полнопроходные из полипропилена;
- вентили регулировочные;
- термостатические клапаны с ручным и автоматическим управлением с термоголовкой.
Самым популярным и распространенным видом запорных устройств является шаровой кран, выполненный из латуни или полипропилена. Такие краны состоят из стального шара с выборкой необходимого диаметра для пропускания воды, прикрепленного к штоку.
Вращая шар, осуществляется перекрытие теплоносителя в батарею. При открытии крана выборка в шаре сливается с внутренним проходом батареи, а при закрытии смещается на 90 градусов и перекрывает его.
Вторым по распространенности является стандартный ручной вентиль, который представляет собой конструкцию, где теплоноситель меняет направление течения два раза при прохождении сквозь рабочее сечение седла. Для уменьшения количества жидкости, данное сечение перекрывается конусом или шайбой, имеющей резиновую прокладку, прикрепленную к штоку.
Как регулировать термоголовку
Данный вид фитинга можно назвать наиболее популярным изобретением для систем отопления. Термоголовка (термовентиль) предназначается для регулировки температурного режима обогрева. Она позволяет рационально расходовать тепло и соответственно увеличивать экономию за оплату. Классический вариант устройства включает в себя следующие элементы:
- корпус;
- сильфон;
- стопорный элемент;
- запорный шток (конус);
- возвратная пружина;
- уплотнительные кольца с элементами крепежа;
Сам термовентиль представляет собой клапанное устройство, которое, собственно, и регулирует пропускную способность теплоносителя в радиатор. Различается три вида запорно-регулируемой арматуры данного вида: Ручной, механический, электронный варианты.
Ручной вариант имеет на корпусе ручку регулировки, для установки температурного режима со шкалой. Комфортный режим выбирается поворотом ручки вправо, влево. Частая регулировка не рекомендуется. В противном случае произойдёт быстрый износ деталей с последующей поломкой.
Обычно данный элемент используется на чугунных батареях.
Данный вид запорной арматуры можно назвать заменителем шарового крана. Как и кран, термовентиль выполняет функции закрытия или открытия подачи теплоносителя в батарею. Различие заключается в возможности выставить указанную температуру. Которая будет поддерживаться при стабильном давлении в сети трубопроводов. Преимуществом данного термовентиля можно назвать сравнительно низкую стоимость и простоту конструкции. Недостатком необходимо отметить недолговечность при частых регулировках.
Механические конструкции термоголовок имеют усовершенствованную систему и могут регулировать тепло в автоматическом режиме. Например, если в случае ручной регулировки температура в системе повышается, то она повышается и в помещении. Механический тип термовентиля при повышении установленного режима, запирает поток горячей воды в батарею, тем самым соблюдая установленный температурный режим. Регулировка происходит при помощи поворота нижней части корпуса соответственно указанным меткам.
Электронная термоголовка также работает в автоматическом режиме. Имеет внешние отличия в виде электронного табло и кнопочного управления. Рекомендуется устанавливать на радиаторах иностранного производства. Опытные сантехники советуют устанавливать корпус терморегулятора горизонтально наружу. Для правильного соблюдения рабочих режимов.
Электронная термоголовка
В частых случаях во избежание повреждений при уборке, хождении возле батарей прибор устанавливают головкой вверх, или вообще в нишу батареи. Этого делать нельзя. Происходит не корректная работа, а соответственно и регулировка заданных параметров температуры. Также нельзя устанавливать терморегулятор возле подоконников. Сквозняк от окна приведёт неправильным режимам срабатывания.
Важная информация. В однотрубных отопительных системах при использовании термоголовки необходимо устанавливать байпас. Собственно говоря, это отрезок трубы на 1 размер меньше, что и подача. Устанавливается в идее перемычки между подачей и обраткой.
Какие краны лучше устанавливать
Если не нужна особая регулировка температуры, то достаточно будет установить обычный регулировочный вентиль или шаровой кран. Такие устройства весьма легко установить, и они несложны в эксплуатации. Такие краны устанавливаются очень часто в квартирах и домах.
Причем шаровые имеют только два положения, то есть либо отопление есть, либо его нет, регулировочные вентили способны регулировать расход и тем самым уменьшать или же увеличивать температуру в доме, но при такой регулировке невозможно измерить точную подачу и температуру.
Если же наоборот необходима полная, а главное – точная регулировка температуры воздуха в комнате, то необходимо ставить термостатические клапаны, которые смогут это обеспечить.
Обычно такие клапаны либо имеют градуировку, соответствующую определенной температуре, а совсем продвинутые модели имеют небольшой дисплей, показывающий точную температуру, напор и расход. Такие устройства стоят обычно дороже, чем предыдущие, но обеспечивают больший комфорт и удобство.
Краны для радиатора отопления
Способы уплотнения соединений
Если профиль резьбы не имеет острой кромки, в качестве уплотнителя можно использовать ФУМ ленту. Однако в среде опытных специалистов этот современный материал не прижился, самым надежным уплотнителем они считают лен. Тонкую прядь этого материала, собранную в жгут, наматывают на патрубок, начиная с его торца. Направление намотки должно быть противоположным направлению резьбы. Лен должен заполнять резьбу на всю глубину, при этом каждым новым витком следует частично перекрывать предыдущий. Уплотнение будет более надежным, если резьба снабжена насечкой, препятствующей прокручиванию льняной обмотки. Резьбу детали перед установкой следует промазать упаковочной пастой «ЮниПак» или аналогичной.
Установка на полипропиленовые трубы с помощью муфт переходников.
Если система отопления выполнена из полипропиленовых труб, то металлические шаровые вентили на батареях отопления устанавливаются посредством муфт-переходников. Все резьбовые соединения в этом случае уплотняют по описанному выше способу.
Краны Маевского часто комплектуются прокладкой из резины или другого материала, поэтому в уплотнении ФУМ лентой или паклей не нуждаются.
Когда установка или замена всей запорной и регулирующей арматуры произведена полностью, необходимо выполнить пробный запуск системы. Это даст возможность проверить герметичность всех соединений и функционирование кранов в рабочих условиях. При этом важно убедиться, что система полностью развоздушена и рабочая среда циркулирует в ней нормально. В резьбовые соединения, в которых были обнаружены протечки, следует добавить небольшое количество уплотняющего материала.
Почему батареи могут плохо греть? Основной причиной недостаточного прогрева радиаторов является появление в них воздуха. Именно для этого, более восьмидесяти лет назад, и было придумано специальное приспособление для вывода воздуха из батарей и труб отопления — кран Маевского (или клапан Маевского).
Установка
Так как шаровой кран является самым популярным видом перекрытия жидкости, поступающей в батарею, то рассмотрим подробную инструкцию по установке такого устройства.
Перед началом работы необходимо полностью удалить теплоноситель из отопительной системы, то есть полностью перекрыть водоснабжение. Шаровой кран нужно устанавливать на участке между радиатором и байпасом – устройством, которое обеспечивает правильную циркуляцию воды в системе.
Перед установкой нужно обмотать резьбу крана специальным уплотнителем для лучшей герметизации. Следует учитывать несколько вещей при установке крана. Во-первых, ничто не должно мешать повороту ручку крана, никаких препятствий в виде труб или других элементов, если же что-то будет мешать, то необходимо уменьшить ручку. Также пользователь отопительной системы должен иметь удобный подход к ручке крана.
После этого можно смело устанавливать кран, однако также нужно учитывать резьбу. После установки необходимо проверить соединения на предмет протечек и различных негерметичностей, чтобы их избежать нужно не пожалеть уплотнителя – специальной герметичной ленты, которую можно приобрести в любом строительной магазине.
После этого можно устанавливать батарею. Необходимо проверить все соединения на предмет протечек, включив водоснабжение, желательно на повышенном давлении.
Таким образом, установка крана на радиаторы отопления предусматривает всего лишь несколько простых правил, следуя которым можно установить любое устройство для перекрытия и регулировки теплоносителя.
После установки необходимо проверить соединения на предмет протечек и различных негерметичностей, чтобы их избежать нужно не пожалеть уплотнителя
Как открыть шаровый кран
Шаровый кран относится к элементам запорной арматуры, исключающих регулировку напора жидкости при любом давлении. Его основная задача полностью перекрыть поток жидкости или наоборот. При недостаточном закрытии или открытии (до упора рычага) происходит износ шара, что быстро приводит к его поломке.
Как правильно определять рабочее состояние шарового крана. Сама конструкция предусматривает использование в качестве ручки Г-образный рычаг, длинною около 10 см. Это делается для того, чтобы пользователь, не прилаживал особых усилий при поворотах рычага. Внимание, когда рычаг установлен вдоль трубы водопровода, кран открыт (вода идёт в радиатор). Если рычаг находится перпендикулярно трубе, это закрытое положение (жидкость не поступает в батарею).
Шаровый кран часто используется в местах «пассивной» эксплуатации. Обычно это слив, на батареях, для выпуска воздуха. Или центральная подача теплоносителя в системах индивидуального отопления.
Что необходимо учитывать при установке кранов
При установке различных кранов необходимо учитывать, во-первых, личные предпочтения, то есть если ли желание переплачивать за более точную регулировку температуры, во-вторых, параметры комнаты, дома и так далее.
Инструкция по установке запорной арматуры различного типа очень схожа между собой. Обязательно нужно проверять все на герметичность, чтобы избежать несчастных случаев, также нужно учитывать удобство при эксплуатации таких устройств. Не стоит жалеть деньги на уплотнитель, лучше выбирать проверенных производителей.
Если же вы ничего не понимаете в установке запорной арматуры, то лучше проконсультироваться с профессионалом, какой именно тип крана вам лучше установить в своем доме.
Слово «кран» применяют, когда речь идет о разных видах запорной арматуры. Также используют краны для батарей отопления, устанавливаемых как в квартирах, так и краны для радиаторов отопления в частных домовладениях.
Способы уплотнения соединений
Если профиль резьбы не имеет острой кромки, в качестве уплотнителя можно использовать ФУМ ленту. Однако в среде опытных специалистов этот современный материал не прижился, самым надежным уплотнителем они считают лен. Тонкую прядь этого материала, собранную в жгут, наматывают на патрубок, начиная с его торца. Направление намотки должно быть противоположным направлению резьбы. Лен должен заполнять резьбу на всю глубину, при этом каждым новым витком следует частично перекрывать предыдущий. Уплотнение будет более надежным, если резьба снабжена насечкой, препятствующей прокручиванию льняной обмотки. Резьбу детали перед установкой следует промазать упаковочной пастой «ЮниПак» или аналогичной.
Установка на полипропиленовые трубы с помощью муфт переходников.
Если система отопления выполнена из полипропиленовых труб, то металлические шаровые вентили на батареях отопления устанавливаются посредством муфт-переходников. Все резьбовые соединения в этом случае уплотняют по описанному выше способу.
Краны Маевского часто комплектуются прокладкой из резины или другого материала, поэтому в уплотнении ФУМ лентой или паклей не нуждаются.
Когда установка или замена всей запорной и регулирующей арматуры произведена полностью, необходимо выполнить пробный запуск системы. Это даст возможность проверить герметичность всех соединений и функционирование кранов в рабочих условиях. При этом важно убедиться, что система полностью развоздушена и рабочая среда циркулирует в ней нормально. В резьбовые соединения, в которых были обнаружены протечки, следует добавить небольшое количество уплотняющего материала.
Запорная и регулирующая арматура, которую в обиходе часто называют кранами, является важнейшей частью любой отопительной системы. Ошибки при выборе или установке этих устройств очень часто не ограничиваются ухудшением рабочих показателей системы отопления, но приводят к аварийным ситуациям с весьма ощутимыми последствиями. Бьющая с сильным напором из лопнувшего или сорванного крана горячая вода успеет принести немалый ущерб, пока система будет полностью отключена, а в худшем случае дело может окончиться ожогами и другими травмами. Поэтому к выбору, установке и эксплуатации арматуры следует подходить очень обстоятельно. О том, как правильно делать все это, мы и поговорим.
Зачем устанавливают краны для радиаторов отопления
Запорная арматура выполняет следующие функции:
- ее используют при полном отключении отдельного участка теплоснабжающей конструкции или отопительного прибора. Потребность в этом возникает при проведении ремонтных работ или изменении конфигурации системы теплоснабжения;
- краны задействуют, чтобы отрегулировать проходимость теплоносителя в полуавтоматическом или ручном режиме и тем самым изменить температуру воздуха в помещении;
- с ее помощью сбрасывают воздух или теплоноситель. В первом случае из отопительной системы удаляют воздушные пробки. Поскольку перепад давления в конструкции незначителен, то при возникновении в стояке или на отдельном участке контура завоздушивания, вода не сможет циркулировать по трубопроводам и батареям. В другом случае теплоноситель сбрасывают, чтобы промыть радиаторы или выполнить ремонтные работы.
О проблемах скопления воздуха в отопительной системе
В закрытых отопительных системах воздух скапливается в батареях по нескольким причинам. При нагреве теплоносителя в нем образуются пузырьки. При заполнении системы вместе с водой может поступать воздух. По этой причине рекомендуется делать это медленно, особенно в сложных системах со множеством поворотов. Завоздушивание труб происходит также после локального ремонта трубопровода.
К чему это приводит?
- Во-первых, может нарушиться процесс распределения тепла. Из-за воздушной пробки радиатор сверху будет чуть теплым, а снизу совсем холодным.
- Во-вторых, из системы могут раздаваться посторонние звуки: шипение, бульканье и т.д.
- В-третьих, скапливание воздуха может стать причиной возникновения коррозии, особенно в алюминиевых и биметаллических радиаторах.
Избавиться от воздуха в системе отопления поможет кран Маевского. Чтобы стравить воздух, совсем необязательно вызывать сантехника. Можно справиться самостоятельно. Главное – знать, как сделать это правильно.
Элеваторный узел
В многоквартирных домах на входе и выходе из элеваторного узла системы отопления, как правило, монтируют задвижки. В их корпусе имеется два кольца из устойчивой к коррозии стали, которые опоясывают проход для теплоносителя (зеркала). Еще пара зеркал располагается на поверхности задвижки – ее подвижной части.
Когда заслонка находится в нижнем положении и опускается, она перекрывает движение воды, а вот, если она переходит в верхнее расположение, то выходит за пределы циркулирующего потока.
При меньшем данном параметре рекомендуется использовать современные пробковые вентили, такие как на фото, поскольку задвижки имеют серьезные недостатки:
- необходимо периодически набивать сальник, даже в том случае, когда задвижкой не пользуются, так как набивка, контактируя с водой, постепенно разрушается;
- через незначительный период времени щечки начинают зарастать отложениями. Если задвижка простоит несколько лет без использования, ее невозможно будет полностью закрыть;
- в случае возникновения аварийных ситуаций каждая секунда может оказаться решающей. Если для перекрытия пробкового вентиля потребуется буквально мгновение, то вращать штурвал задвижки придется продолжительное время, даже когда она полностью исправна.
Следует отметить, что пробковые вентили, представляющие собой шар, имеющий канал для воды, окруженный пластиковой оболочкой отличаются:
- практичностью;
- долговечностью;
- надежным удержанием жидкости;
- отсутствием потребности в обслуживании.
Специалисты-сантехники не рекомендуют приобретать и устанавливать винтовой вентиль на батарею отопления или такие же изделия любого другого типа.
У них есть существенные недостатки конструкционного решения:
- сальник потребуется набивать периодически, если нет желания мириться с постоянной течью по штоку. Когда заменить вентиль или набить сальник сложно, то для устранения протечки вентиль нужно открыть до отказа с небольшим усилием. Течь прекратится благодаря тому, что резьба на штоке прижмет сальник:
- резиновые прокладки для элементов отопительных конструкций имеют ограниченный срок годности. Вентиль для радиатора отопления с плоскими латунными клапанами по истечению определенного времени не держат воду по причине появления отложений на клапане и седле. Эти же запорные элементы с клиновидными клапанами из латуни после закрытия их с усилием часто заклинивает в седле (про
Как перекрыть батарею отопления в квартире, где жарко зимой
В этом материале мы хотим пояснить жильцам многоквартирных домов, как перекрыть батарею отопления, подключенную к централизованной теплосети. Такая необходимость может возникнуть по разным причинам в любое время года. В частном доме это не проблема, а вот в квартире, где радиаторы завязаны в общую сеть с соседскими отопительными приборами, перекрытие батарей может привести к негативным последствиям.
Когда приходится отключать радиаторы
Ситуаций, когда нужно перекрыть воду в батарее, бывает несколько:
- при возникновении аварийной ситуации, грозящей затоплением собственного и соседского жилища горячим теплоносителем;
- если вы решили покрасить радиатор во время отопительного сезона;
- когда надо поменять либо промыть батарею, не перекрывая стояк;
- вам надо ограничить поступление тепла в комнату, где жарко зимой.
Слишком горячие радиаторы – причина жары и духоты в квартире
Примечание. Некоторыми хозяевами квартир практикуется перекрывание батарей отопления на лето с сохранением теплоносителя. Цель — уберечь отопительные приборы от засорения во время осеннего запуска системы, когда по трубам идет много ржавчины. Ниже мы дадим пояснение, как это правильно сделать.
Теперь главный тезис: у вас никогда не возникнет проблем с тем, как отключить радиатор от централизованной системы, если он присоединен по правильной схеме с использованием отсекающей арматуры (шаровых кранов). Вы сможете перекрыть поток теплоносителя в любой момент, буде возникнет такая нужда, при этом не нарушая теплового режима смежных квартир. Алгоритм отключения простой:
- Перекройте нижний, а потом верхний кран на батарее.
- Если планируется покраска отопительного прибора, то предыдущего действия достаточно. Дождитесь, пока радиатор станет холодным и окрашивайте.
- Когда необходима замена батарей посреди зимы, то перед снятием каждого обогревателя стравите давление через кран Маевского. Затем выверните нижнюю пробку и аккуратно слейте воду, после чего раскручивайте стыки и демонтируйте прибор.
Правильное подключение отопительного прибора к стоякам центрального отопления
Отдельный вопрос – как правильно включить батарею отопления, чтобы в ней не осталось воздушной пробки, мешающей максимальному нагреву поверхности и воздуха в квартире. Здесь алгоритм похожий: нужно открыть нижний вентиль, потом верхний, а в конце выпустить оставшийся воздух с помощью крана Маевского.
Рукоятка стоит вдоль оси трубы – вентиль открыт, поперек — закрыт
Примечание. Если вы поступите наоборот и сперва откроете верхний вентиль, то рискуете оставить часть воздуха внутри секций прибора. Это не критично, но процедуру развоздушивания придется повторять несколько раз.
Расположение крана Маевского на отопительном приборе
Что делать с заклинившим шаровым краном
Если шаровые краны не вращать годами, то они имеют свойство закисать и заклинивать. В подобной ситуации не пытайтесь решить вопрос физически и не насилуйте «бабочку» пассатижами либо газовым ключом. Она изготовлена из хрупкого сплава и наверняка сломается. Действуйте так:
- Открутите фиксирующую гайку и снимите рукоятку типа «бабочка» со штока.
- На большинстве подобных вентилей под рукояткой обнаружится гайка, зажимающая пластиковый сальник. Ослабьте ее, повернув ключом на пол-оборота. Если гайки нет, переходите к следующему пункту.
- Возьмите разводной ключ либо другое приспособление, позволяющее надежно ухватиться за лыски на штоке. Не прилагая большого усилия, поверните его насколько возможно.
- Когда ощутите сопротивление, поворачивайте шток обратно до упора и снова вперед, пытаясь провернуть его еще на несколько градусов. Работайте аккуратно и без спешки!
- Разработайте таким образом вращение вентиля на 90°, после чего затяните гайку сальника и установите на место рукоятку.
Разводным ключом можно плотно ухватиться за грани
Совет. Если в домашнем хозяйстве найдется аэрозольная смазка WD-40, нанесите ее на шток и обождите 5—10 минут перед вращением.
Будьте вдвойне осторожны, перекрывая батареи закисшими кранами в отопительный сезон. Станете слишком торопиться и прикладывать большое усилие — отломаете металлический стержень или шар, а в худшем случае лопнет корпус вентиля. Из трещины может ударить струя горячей воды, способная вас обжечь. Пока вы спуститесь в подвал и закроете стояк отопления, теплоноситель нанесет ущерб интерьеру комнаты, а сколько стоит сейчас ремонт квартиры, вы примерно догадываетесь.
Если не уверены в своих действиях, — вызывайте мастеров – сантехников. Подробнее о том, чем закрыть заклинивший шаровой кран с целью отключить батареи отопления, рассказано на видео:
Отключение радиаторов без арматуры
Не секрет, что в большинстве квартир по сей день стоят старые чугунные радиаторы либо стальные конвекторы без всякой отсекающей арматуры, что делает невозможным их перекрывание в течение отопительного сезона. Мало того, согласно старой схеме отопления конвекторы в высотных домах подключены к стоякам без прямых участков – байпасов. Поэтому при возникновении аварии с протечкой теплоносителя необходимо действовать так:
- Постарайтесь подставить какую-нибудь емкость для сбора горячей воды. Если струя бьет в сторону, намотайте на место прорыва плотную ткань, дабы вода стекала по ней в ведро.
- Позвоните в диспетчерскую службу вашей компании – поставщика тепловой энергии и сообщите об аварии.
- Пока персонал службы добирается, обеспечьте им доступ в подвал, найдите ключи, откройте дверь и так далее.
- Попытайтесь перекрыть стояк сами.
Стояки и вентиль, отсекающий участки отопления
Рекомендации специалистов и в данном случае не отличаются оригинальностью решения, поскольку лучшим выбором считаются пробковые вентили. В стояках необходимо создать условия для сброса жидкого теплоносителя и для этой цели выбирают заглушки, но они не всегда удобны, так как довольно проблематично будет выкрутить заглушку на подающем стояке, по которому циркулирует водяной поток с температурой воды около 90 градусов.
В итоге вывод очевиден: следует поставить для сброса воды вентили.
В данной ситуации можно использовать винтовые устройства, так как они не будут иметь существенные недостатки:
- если сальник установить правильно, он не будет иметь контакта с водяным потоком под давлением;
- гидроудары становятся невозможными, поскольку вентиль в основном бывает закрыт;
- чтобы заменить прокладки, не потребуется сбрасывать систему всего дома – достаточно будет остановить стояк.
Разновидности вентилей
Чтобы определить положение устройства, и узнать, как открывается или закрывается вентиль, в первую очередь требуется узнать вид установленного устройства.
В бытовых системах чаще всего устанавливаются:
- шаровые вентили. В корпусе устройства располагается металлический шар, который является запорным механизмом. Корпус и запорный элемент, как правило, изготавливаются из прочных металлов (латуни, стали, бронзы), что обеспечивает длительный период использования устройства;
Вентиль с запорным механизмом в виде шара
- пробковые вентили. Запорными элементами в данном типе устройств являются пробки цилиндрической или конусной формы. Корпус пробкового вентиля также изготавливается из высокопрочного металла. Устройство запорного механизма позволяет использовать вентиль в трубопроводах с агрессивными средами.
Вентиль с цилиндрической пробкой
В большинстве случаев шаровые вентили устанавливаются на системы отопления и водоснабжения, а пробковые вентили на газопровод.
Установка воздушников
Типичный кран для батареи отопления – это изделие Маевского. Кран представляет собой несложную конструкцию из латунного штока, в закрытом положении перекрывающим отверстие в седле, и резьбы, чтобы установить его в радиаторную пробку (подробнее: «Для чего нужен кран Маевского – особенности использования, характеристики»).
Такие краны для радиаторов отопления отличаются надежностью и в необходимости ремонта или замены нуждаются крайне редко, но:
- их проходимость небольшая. Если поставить кран на стояк и подождать около 10 минут один раз на протяжении года, пока воздух выйдет несложно, то подобный воздушник на расширительном баке многоквартирного дома с верхним розливом устанавливать вряд ли стоит. Лучше отдать предпочтение обычному вентилю;
- покупая кран Маевского, нужно выбирать изделие под отвертку, а не под специальный ключ, который перед запуском отопления не всегда удается быстро отыскать;
- часть продукции данного типа позволяет выкрутить шток полностью, к сожалению, такие случаи нередки. Вкрутить шток на место, преодолевая при этом сопротивление горячего теплоносителя, никому еще не удалось.
Альтернативой крану Маевского является рассверленная радиаторная пробка или переходник с вкрученным пробковым вентилем. Иногда для данной цели задействуют обычный водоразборный кран, который ставят в перевернутом положении – носиком кверху.
Когда производится такая установка крана на радиатор отопления, нужно снять с вентиля ручку и барашек, так как маленького ребенка в доме будет привлекать яркий предмет, и он в итоге попытается его повернуть. Последствия будут малоприятными.
Стоит ли перекрывать приборы отопления?
Внимание! Шаровые краны нельзя использовать для регулировки потока теплоносителя при желании уменьшить нагрев батарей! Данная арматура является запорной, ее использование не по назначение приводит к разрушению крана и протечкам.
Исходя из вышесказанного, если нет байпаса, но установлены шаровые краны, батарею можно самостоятельно демонтировать для ремонта или замены, но только не в отопительный период.
Отопительный прибор с установленным байпасом
Байпас (перемычка) монтируется параллельно радиатору и обычно представляет собой трубу, диаметр которой равен диаметру труб подводки или на шаг меньше. Если вы планируете перекрывать батареи после отопительного сезона или устанавливаете радиатор с терморегулятором, обязательно позаботьтесь о монтаже байпаса. Иначе своими действиями вы понизите температуру теплоносителя и у соседей.
Краны, регулирующие температуру батарей
Регулировочные краны для радиаторов отопления бывают следующих видов:
- стандартными;
- с термической головкой.
Самый удачный способ решения проблемы с температурой теплоносителя – это монтаж термостатической головки. После того, как ее отрегулировать подстроечным дросселем, она прослужит на протяжении отопительного сезона.
Регулировочный кран на радиатор отопления будет поддерживать комфортный температурный режим в помещении. Термостат монтируют на подающую нитку трубы подводки таким образом, чтобы термочувствительный элемент не подвергался нагреву за счет восходящего потока горячих воздушных масс.
Более дешевым вариантом считается дроссель, но его нужно подстраивать вручную в зависимости от необходимой степени обогрева помещений в доме, что конечно не очень удобно. Ведь и радиатор, и комнаты имеют большую инертность: температура воздуха может стабилизироваться только по истечению нескольких часов после того, как изменена проходимость дросселя.
Также для регулировки передвижения теплоносителя по трубе подводки пользуются обычным пробковым вентилем. В принципе для этого он не предназначается, но с его помощью настройка возможна.
Регулировка батарей при помощи термостата
Чтобы обеспечить постоянное поддержание в помещении заданной температуры, пользуются терморегуляторами для радиаторов (термостатами). Эти устройства имеют и другие названия – терморегулирующий клапан, термостатический вентиль и т.д. Названий немало, но все они относятся к одному изделию.
Термовентиль и термоклапан — это нижняя часть устройства, а термоголовка и термоэлемент – верхняя. Большинство таких изделий работает без источников питания. Исключением являются модели, оснащенные цифровым экраном, в которых в термостатическую головку помещают батарейки. Менять их часто не придется, поскольку потребление токов незначительно.
Радиаторный термостат состоит из нескольких комплектующих:
- термостатического клапана, который называют «корпусом», «термовентилем», «термоклапаном»;
- термостатической головки или «термостатического элемента», «термоэлемента», «термоголовки».
Производят корпус (клапан) из металла, чаще из бронзы или латуни. Внешне его конструкция напоминает ручной вентиль. Многие производители делают нижнюю часть радиаторного термостата унифицированной. Это означает, что на один корпус можно монтировать разные типы головок вне зависимости от их изготовителя.
Таким образом, на термоклапан допускается установка термоэлемента с разным управлением – ручным, механическим или автоматическим, что очень удобно. Если появилось желание поменять способ регулировки, покупать все устройство нет необходимости, потребуется только поставить иной термостатический элемент.
Автоматические регуляторы отличаются принципом воздействия на запорный механизм. В ручном устройстве его положение изменяют поворотом рукоятки. Что касается автоматических моделей, то в них обычно имеется сифон, который оказывает давление на подпружиненный механизм. В электронных изделиях рабочим процессом управляет процессор.
Сильфон является основным элементом термоэлемента (термоголовки). Имеет вид небольшого герметичного цилиндра, внутри которого находится жидкость или газ. Оба эти вещества обладают общим свойством – их объем зависит от температуры. При нагревании газ и жидкость начинают значительно увеличиваться в объеме и тем самым растягивать цилиндр.
Сильфон при давлении на пружину перекрывает поток теплоносителя. Когда объем рабочей среды по мере ее остывания уменьшается, пружина поднимается и тем самым поток жидкости увеличивается, а радиатор нагревается вновь. Благодаря использованию такого устройства, в зависимости от его калибровки заданную температуру можно поддерживать с большой точностью – до одного градуса.
Перед тем, как пользоваться радиатором, каждый, кто решил приобрести термостат для него, должен решить, какой у него должен быть вид регулировки температуры:
- ручной;
- автоматический;
- со встроенным или выносным датчиком.
В продаже также имеются модели, предназначенные для однотрубных и двухтрубных систем, с корпусами из разных металлов.
Рекомендации специалистов
Специалисты в области теплотехники советуют:
- для запорной арматуры не подходят винтовые вентили для регулировки, поскольку через незначительное время клапан непременно оторвется или разрушится;
- необходимо приобретать муфтовые шаровые краны для радиаторов отопления;
- для регулировки проходимости отопительной батареи требуется полностью открытая перемычка-байпас;
- на второй линии подводки желательно поставить еще один вентиль, который в закрытом положении отсекает полностью отопительный прибор, после чего радиатор можно снять для ремонта.
Краны для радиаторов отопления на видео:
Ручной кран Маевского
Ручной кран Маевского
Кран Маевского ручного типа всегда имеет одну конструкцию, независимо от изделия. Основные различия разных изделий заключаются в диаметре наружной резьбы на корпусе крана. Обычные диаметры кранов — это 15 и 20 мм. Есть краны с диаметром резьбы 25 мм. Регулировочный винт клапана Маевского обычно имеет четырёхгранную форму головки (лишь иногда используются 6-ти и 8-ми гранные), с прорезью под обычную отвёртку. Поэтому регулировку крана можно произвести либо специальным ключом, который поставляется в комплекте, либо плоской отвёрткой. Так же изготавливаются модели крана Маевского, которые имеют ручку для регулировки винта. При покупке крана стоит обратить внимание на маркировку. В ней указывается диаметр резьбы в мм. Так же указываются параметры резьбы. Например: М10х1. Длина 10 мм, при шаге резьбы 1 мм.