Запорная арматура, позволяющая перекрывать прохождение потока среды в случае необходимости, устанавливается на любой трубопровод независимо от его вида и назначения.
По способу установки запорная арматура подразделяется на резьбовую, фланцевую и приварную
В бытовых трубопроводах чаще всего устанавливают резьбовую арматуру, в промышленных – фланцевую. Приварные устройства в последнее время практически не используются.
Детали арматуры любого типа в процессе эксплуатации изнашиваются, в результате чего изменяются их размеры и форма. Предельный износ влечет за собой отказ устройства. Для восстановления работоспособности требуется ремонт запорной арматуры.
Необходимость в последнем может возникнуть и вследствие внезапного отказа, вызванного заеданием подвижных сопряжений, заклиниванием затвора, поломкой деталей привода и т. п.
Задвижки.
Технологический режим работы задвижек с указанием вида управления (местное или дистанционное), перепада давления на них и максимального рабочего давления устанавливается на основании проектной документации.
Эксплуатация задвижек с полуприкрытым затвором запрещается. Исключением являются аварийные ситуации на НПС, когда задвижки непродолжительное время могут использоваться для дросселирования давления.
Дежурным персоналом раз в смену проводятся технические осмотры запорной арматуры, в ходе которых проверяются:
- герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений;
- плавность перемещения подвижных частей;
- исправность электропривода.
В рамках технического обслуживания раз в месяц выполняются следующие работы:
- мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, устранение подтеков масла, обслуживание площадок и т.д.);
- визуальная проверка состояния всех частей задвижек;
- проверка наличия смазки в редукторе электропривода и ее пополнение;
- проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений;
- проверка работоспособности электропривода (крепления клемм, защиты от перегрузок, срабатывания конечных выключателей и муфты ограничения крутящего момента);
- контроль герметичности затвора.
Для обеспечения герметичности фланцевых соединений два раза в год (весной и осенью) их обтягивают. Эта же процедура выполняется в случае обнаружения течи во фланцевом соединении.
Обтяжка фланцевых соединений задвижек должна выполняться при давлении, сниженном до безопасного уровня. Необходимо иметь в виду, что перед обтяжкой фланцевого соединения корпуса и крышки клиновой задвижки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.
Определение крутящего момента электропривода задвижки осуществляется измерением величины силы тока его электродвигателя. Его величина не должна превышать номинальное значение более чем на 10%.
При проведении сезонного технического обслуживания 1 раз в 6 месяцев производится контроль герметичности затвора задвижек. Его совмещают с плановыми остановками магистрального трубопровода и НПС.
Для контроля герметичности затвора создается перепад давления, равный 0,1-0,2 МПа при избыточном давлении не менее 0,4 МПа. Критериями оценки герметичности являются изменение давления в отсеченных участках трубопровода и наличие шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор.
Изменение давления в отсеченном участке трубопровода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее чем за 30 мин. Затвор считается негерметичным, если за полчаса изменение давления составит 0,1 МПа и более.
Регистрация шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами). Фиксация такого шума в задвижках узла подключения НПС к магистральному трубопроводу, нагнетательных и всасывающих линий магистральных насосов (агрегатные задвижки), камеры пуска и приема СОД, приемо-раздаточных патрубков резервуаров свидетельствует о негерметичности затвора. В остальных случаях протечки не должны превышать допустимой величины, определяемой классом герметичности задвижек.
Критериями их неработоспособности являются:
- неустранимые дополнительной подтяжкой утечки через сальниковые уплотнения и фланцевые соединения;
- протечки перекачиваемой среды в затворе, превышающие допустимую величину;
- заклинивание подвижных частей задвижек при открытии и закрытии арматуры;
- увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
- выход электропривода из строя.
Неработоспособные задвижки подвергаются ремонту.
Сведения о способах устранения их возможных неисправностей приведены в таблице ниже.
Ремонт запорной арматуры
Ремонт, равно как и установка/демонтаж дискового затвора или другого вида арматуры, несложен. Однако и здесь возможны ошибки – особенно в случаях, когда монтажник ранее не сталкивался с работой по установке, сборке и разборке запорной арматуры. Часто узел фланцевого соединения пытаются уплотнить с помощью дополнительных резиновых прокладок или сваркой, чего делать категорически нельзя.
]АРМАТЭК[/anchor] готова обучить монтажников, работающих с запорной арматурой нашего производства и предоставить ремкомплекты для любой модели дискового затвора или других запорных устройств.
Если обслуживание запорной арматуры производится в соответствие с регламентом, необходимость в использовании ремкомплектов возникает редко – они вряд ли понадобятся ранее, чем через 6-7 лет эксплуатации.
Возможные неисправности задвижек ж способы их устранения
Неисправность | Возможные причины | Способы устранения |
Пропуск среды при закрытой задвижке | Нарушаете герметичности в связи с износом или загрязнением поверхностей уплотнительных колец корпуса и клина или диска. Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного). Недостаточный крутящий момент, развиваемый электроприводом. Образование осадка твердых частиц или смолы в нижней части корпуса | Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнительные кольца. Увеличить усилие на маховике до расчетного. Проверить настройку муфты крутящего момента. Проверить напряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродвигателя. Разобрать задвижку и удалить осадок |
Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой | Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов. Повреждена прокладка. Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки | Равномерно затянуть болты. Заменить прокладку. Снять крышку, исправят повреждение и притереть поверхности уплотнения |
Пропуск среды через сальник | Набивка сальника недостаточно уплотнена. Износ сальниковой набивки. Повреждена поверхность шпинделя | Подтянуть гайки сальника равномерно. Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку. Устранить повреждение поверхности шпинделя |
Перемещение затвора с задержками или при увеличенном моменте | Повреждены направляющие клина или дисков. Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих | Разобрать задвижку и устранить повреждение. Разобрать задвижку и удалить осадок |
Увеличенный момент на маховике, необходимый для закрывания | Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях | Смазать подвижные сопряжения |
Не срабатывает электропривод | Отсутствует питание электропривода | Проверить и исправить линию питания электропривода |
Регуляторы давления. При техническом обслуживании регуляторов давления, которое выполняется обслуживающим персоналом раз в месяц, выполняются следующие работы:
- наружный осмотр с целью проверки герметичности корпуса и соединений;
- проверка герметичности сальниковых уплотнений и при необходимости их подтяжка;
- контроль целостности и исправности вала, рычагов привода, а также редуктора;
- проверка наличия смазки в электроприводе и редукторе (при необходимости — пополнение);
- проверка и подтяжка контактных соединений электропривода.
Для блока регуляторов давления в целом производятся:
- контроль точности и синхронности срабатывания заслонок;
- проверка функционирования системы подогрева блока.
Виды
В зависимости от способа, регулирующего поток среды, запорная арматура подразделяется на приспособления различного типа:
- Краны — универсальное устройство для регулирования или распределения рабочей среды в трубах. Краны подходят для любых жидкостей (включая вязкие) и газов.
- Запорные вентили, который представляет собой вращающийся запорный элемент, который может служить не только для перекрытия, но и для регулирования потока.
- Заслонки и задвижки — простейшие конструкции, которые при движении разделяет инородную среду, перекрывая ее свободное движение, часто оснащенные движимым или недвижимым шпинделем.
Рекомендуем ознакомиться: Как работает электромагнитный (соленоидный) клапан — правила выбора и монтажа
Кроме того, есть и особые виды устройств, созданные для работы с агрессивной средой.
Запорные краны
Запорный кран состоит из корпуса, запорного элемента, ручки и уплотнительных прокладок. Запорный элемент бывает шарообразным, цилиндрическим или же в виде конуса.
Материал изготовления, обычно, чугун или сталь, но встречается бронза и латунь. Краны делят по типу запорного элемента (шаровые или пробковые) и по креплению к трубе.
Элемент, перекрывающих движение среды в шаровых кранах имеет сферическую форму со сквозным отверстием. Сфера поворачивается на 90 градусов, что позволяет ей открывать и закрывать поток среды, а также принимать промежуточные положения. Считается, что шаровый кран лучше пробковых, которые только открывают и закрывают поток.
Крепления устройств:
- муфтовые, которые устанавливают, наворачивая гайки на резьбу;
- фланцевыми, когда крепежные элементы – это фланцы, соединенные болтами;
- предназначенными для сварочного соединения.
В зависимости от направления тока среды, краны бывают проходными, угловыми, трехходовыми или многоходовыми. Число патрубков при этом у них будет разное.
По характеру движения затвора краны могут быть с отжимом, вращением, с подъемом или без подъема затвора. Способ управления либо ручной, либо с гидро-, пневмо- или электроприводом.
Герметичность обеспечивает сальниковый или натяжной метод.
- Устройства с сальниковой герметизацией устанавливают на трубопроводы, которые доставляют воду или нефть. Такие краны делают из чугуна, а работать они могут при температуре до 100 градусов Цельсия.
- Устройства с натяжной герметизацией обычно используют на газопроводах, и для нормальной работы им нужны: температура до 50 градусов и давление 0,1 МПа.
Обратите внимание! Краны, сделанные из пластика, нельзя применять при высоких температурах (например, ставить на трубу с горячей водой), потому что детали деформируются и нарушается герметичность.
Запорные вентили
Корпус запорного вентиля присоединяется к трубе с 2 концов и снабжен седлом, которое перекрывается золотником. Через отверстие в корпусе проходит шпиндель (вал с правыми и левыми оборотами вращения), с помощью ходовой гайки приводит в движение золотник. Когда золотник доходит до самой нижней точки, он останавливается, закрывая поток среды.
Рекомендуем ознакомиться: Устройство трехходового крана шарового типа
Среди запорных вентилей есть модели, где нет ходовой гайки, и вместо шпинделя — гладкий шток. Усилие, что он передает от привода, называют поступательным, а вентиль с таким строением – отсечным. Этот вид устройства управляется пневмо- или электромагнитным приводом.
И хотя есть модели с запорно-регулирующими функциями, обычно устройство имеет положение «закрыто» или «открыто», промежутка нет, поэтому его основное назначение — не регулировать поток рабочей среды, а перекрывать его.
Вентиль устойчив к механическим воздействиям, работает при широком интервале температур и давлений. Размеры компактны, герметизация плотная. Используется он для работы с жидкими, газообразными и агрессивными средами.
Обратите внимание! Вентили работают при любом давлении, включая и глубокий вакуум. Но для большого давления подходят устройства со сварным креплением.
Заслонки и задвижки
Заслонки подходят трубам с большим диаметром, но маленьким давлением, потому что герметичность у них низкая. Делают запорный элемент обычно из стали, а корпус устройства – из чугуна.
К трубе заслонку крепят либо фланцами, либо сваркой, которая управляется ручным методом (маховик), гидро- или электроприводом.
Заслонки применяют на трубопроводах среднего или большого (до 2,2 м) диаметра в канализационных системах или в работе с химической средой. Поскольку герметичность у них низкая, а с большим давлением заслонки не справляются, в водоснабжении и отопительных системах их не используют.
Предохранительные клапаны.
Целостность корпуса предохранительных клапанов может быть нарушена вследствие коррозии, усталостных явлений, повышения допустимого давления.
Из-за повреждения уплотнительных поверхностей или посторонних предметов на них, нарушения соосности деталей клапана и других причин возможен пропуск перекачиваемой жидкости через затвор клапана при давлении, меньшем, чем расчетное.
Вследствие чрезмерно большого расхода сбрасываемой жидкости, а также отложений на поверхности подводящего трубопровода или патрубка может иметь место пульсация — быстрое и частое закрытие и открытие предохранительного клапана.
Наконец, предохранительный клапан может просто не срабатывать при заданном установочном давлении вследствие неправильно отрегулированной или слишком жесткой пружины, а также повышенного трения в направляющих золотника.
Поэтому в объем технического обслуживания предохранительных клапанов входят:
- внешний осмотр с целью определения целостности корпуса;
- проверка срабатывания клапана при заданном давлении;
- контроль герметичности и пульсаций.
Техническое обслуживание предохранительных клапанов выполняется обслуживающим персоналом 2 раза в смену.
5.2. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК
5.2. Трубопроводы и арматура
5.2.1. Руководитель организации назначает лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов из числа инженерно-технических работников (начальников цехов и служб), прошедших проверку знаний правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, настоящих Правил и другой отраслевой нормативной документации (инструкций, противоаварийных циркуляров и т.п.).
5.2.2. В организации составляются перечни трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России и учету на предприятии. В перечнях указываются лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов. На каждый трубопровод заводится паспорт по установленной форме.
5.2.3. Арматура должна использоваться строго в соответствии с ее функциональным назначением. Использование запорной арматуры в качестве регулирующей не допускается. Арматура условным диаметром 50 мм и более должна иметь паспорта установленной формы.
5.2.4. Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключить возникновение дополнительных внутренних напряжений элементов трубопроводов, связанных с их температурным удлинением или другими внешними усилиями, превышающими расчетные.
5.2.5. После капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяются:
— исправность неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений;
— размер затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии;
— исправность индикаторов тепловых перемещений;
— возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;
— состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;
— легкость хода подвижных частей арматуры;
— соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры («открыто» — «закрыто») на щитах управления ее фактическому положению;
— исправность тепловой изоляции.
Также проводятся гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка со всеми элементами и арматурой пробным давлением. Результаты испытаний вносятся в паспорт.
Арматура и фасонные детали трубопроводов должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением в соответствии с действующим стандартом.
Минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2).
Максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России.
Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями.
5.2.6. Система дренажей должна обеспечивать полное удаление влаги при прогреве, остывании и опорожнении трубопроводов, для чего последние должны иметь уклон горизонтальных участков не менее 0,004.
5.2.7. При прокладке дренажных линий должно быть учтено направление тепловых перемещений во избежание защемления трубопроводов.
5.2.8. При объединении дренажных линий нескольких трубопроводов на каждом из них устанавливается запорная арматура.
5.2.9. Арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов.
5.2.10. Регулирующие клапаны оборудуются указателями степени открытия регулирующего органа, а запорная арматура — указателями «открыто» и «закрыто». Арматура должна быть доступна для обслуживания.
5.2.11. В местах установки арматуры и индикаторов тепловых перемещений паропроводов устанавливаются площадки обслуживания.
5.2.12. Ремонт трубопроводов и арматуры выполняется одновременно с ремонтом соответствующей тепловой энергоустановки.
5.2.13. Тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры и участков трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю (сварные соединения и т.п.), должна быть съемной.
5.2.14. Тепловая изоляция трубопроводов, расположенных на открытом воздухе, вблизи масляных баков, маслопроводов, мазутопроводов, оснащается покрытием для предохранения ее от пропитывания влагой или нефтепродуктами.
5.2.15. Для тепловой изоляции применяются материалы, не вызывающие коррозии металла трубопроводов.
Обратные клапаны.
Аналогично задвижкам техническое обслуживание обратных клапанов выполняется обслуживающим персоналом раз в смену и включает:
- проверку герметичности уплотнений (с устранением обнаруженных утечек);
- контроль работоспособности демпфирующих устройств и их восстановление;
- очистку наружной поверхности.
Контроль герметичности обратных клапанов производится раз в год аналогично задвижкам. Она должна соответствовать величинам, приведенным в таблице ниже.
Нормы герметичности обратных клапанов
Условное давление,МПа | Допустимый расход протечки (см3/мин) при условном проходе обратных клапанов Ду (мм) | |||
300-400 | 500-700 | 800-1000 | 1200 | |
Менее 4 | 25 | 45 | 80 | 150 |
4 и выше | 12 | 20 | 40 | 80 |
Электроприводы.
Надежная эксплуатация электропривода обеспечивается:
- поддержанием его узлов и деталей в рабочем состоянии;
- тщательным креплением привода к арматуре, электродвигателя к редуктору, путевого выключателя к приводу;
- своевременным срабатыванием конечных выключателей и муфты ограничения крутящего момента;
- качественной смазкой его трущихся деталей.
Поэтому при техническом обслуживании электропривода производится визуальная проверка состояния электропривода и подводящих кабелей, состояния и крепления клемм электродвигателя, проверка защиты электродвигателя от перегрузок, проверка срабатывания конечных выключателей и их ревизия, проверка срабатывания муфты ограничения крутящего момента, а также проверка наличия смазки в подшипниках и редукторе и ее пополнение.
Основные неисправности электроприводов и способы их устранения приведены в таблице ниже.
Работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте запорно-регулирующей арматуры.
Техническое обслуживание запорной арматуры
Регламент технического обслуживания.
Одним из условий надежной работы запорно-регулирующей арматуры является организация и обязательное выполнение системы планово-предупредительных ремонтов (ППР). Система ППР включает в себя совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, техническому обслуживанию и ремонту запорной арматуры, способствующих увеличению долговечности её работы, предупреждению аварий на газопроводах, повышению культуры эксплуатации.
Система ППР не предусматривает внеплановые работы, связанные с аварийными отказами, вызванными неудовлетворительным монтажом или неправильной эксплуатацией запорно-регулирующей арматуры.
Сущность системы ППР заключается в том, что независимо от технического состояния, производится определенный вид планируемого обслуживания — плановый осмотр, текущий, капитальный ремонты.
Плановым осмотром называется комплекс ремонтно-профилактических работ для контроля технического состояния кранов, выявления возникающих дефектов, своевременного предупреждения появления неисправностей. При его проведении устраняют только те неисправности, при которых невозможна нормальная эксплуатация кранов до ближайшего ремонта. Перечень работ и их периодичность, выполняемых при плановом осмотре запорно-регулирующей арматуры приводится в таблице 2.
Текущим ремонтом называется комплекс работ по контролю за техническим состоянием кранов, выявлению и устранению возникших дефектов, связанных с разборкой отдельных узлов. Перечень работ и их периодичность, выполняемых при плановом осмотре запорно-регулирующей арматуры приводится в таблице 2.
Капитальным ремонтомназывается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
На каждую единицу запорно-регулирующей арматуры оформляется паспорт с записями работ выполненных согласно «Регламента…» и данной инструкции.
Запорно-регулирующая арматура подлежит замене только после проведения всех необходимых мероприятий по устранению негерметичности, восстановлению работоспособности и составления соответствующего акта-заключения с привлечением специалистов УЗА ИТЦ. Вырезанная запорная арматура, кроме кранов отслуживших более 15 лет, подлежит консервации для последующей отправки в ремонт на специализированные предприятия. Вырезанную запорную арматуру запрещается разукомплектовывать, демонтировать приводы и навесное оборудование. Техническую жидкость из гидросистемы привода сливать категорически запрещается.
Перед врезкой новой запорно-регулирующей арматуры, на ней проводят комплекс работ специализированными организациями, с которыми заключен договор или бригадами по обслуживанию ЗА ЛПУМГ.
Аварийный запас запорно-регулирующей арматуры хранится в соответствии с утвержденными перечнями на базах УМТС и в ЛПУМГ.
Срок хранения запорно-регулирующей арматуры не более 5 лет с момента изготовления. До достижения этого срока она должна быть установлена по назначению на МГ. Неснижаемый аварийный запас должен составлять не менее 40% от общего количества запорно-регулирующей арматуры.
Условия хранения должны обеспечить сохранность заводской упаковки, исправность крана, комплектующих узлов и деталей.
Дополнительно к плановым осмотрам, проводимым согласно таблице 2, сменным персоналом проводятся ежедневные осмотры (ТО-1), перечень работ и периодичность которых указана в таблице 1.
Для упорядочения работ составляется карта проведения ТО-1 для сменного персонала, согласно которой все краны технологической обвязки закрепляются за сменами. О выявленных неисправностях делается запись в журнале дефектов.
В случае необходимости выполнения специализированных работ, привлекаются специалисты сторонних организаций.
После устранения дефектов и неисправностей делается соответствующая запись в журнале технического обслуживания.
Таблица 1.
Перечень
Работ выполняемых при проведении ТО-1 запорной арматуры
№ п/п | Содержание работ | Периодичность | Исполнитель |
1. | Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей. | Ежесменно | Сменный персонал |
2. | Проверка блоков управления и разъёмных соединений на отсутствие утечек газа и их ликвидация. | Ежесменно | Сменный персонал |
3. | Проверка герметичности корпуса крана по фланцам, сварным соединениям и шпинделю. | Ежесменно | Сменный персонал |
4. | Проверка заданного положения рукояток распределителей гидронасосов краников режима работ и вентилей. | Ежесменно | Сменный персонал |
5. | Осмотр гидробаллонов, гидроцилиндров и маслопроводов с целью обнаружения утечек масла и их ликвидации. | Ежесменно | Сменный персонал |
6. | Проверка крайнего положения шарового затвора (по указателю) | Ежесменно | Сменный персонал |
7. | Осмотр обратных клапанов и их масляных амортизаторов с целью обнаружения утечек масла и газа, ослабления крепежа и повреждения уплотнений. | Ежесменно | Сменный персонал |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ
работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте запорно-регулирующей арматуры.
№ п/п | Содержание работ | Периодичность | Исполнитель |
1 | 2 | 3 | 4 |
I Плановый осмотр Краны с шаровым и коническим затвором | |||
1 | Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей, наличие всех надписей и табличек | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
2 | Внешний осмотр оборудования КИП и А и проверка герметичности соединений (импульсные линии, узлы управления, конечные выключатели, клеммные коробки). | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
3 | Осмотр баллонов, гидроцилиндров и маслопроводов с целью обнаружения утечек гидрожидкости и их устранение. | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
4 | Проверка правильности установки шарового затвора в крайнее положение при помощи ручного масляного насоса или штурвала. | 1 раз в месяц и после каждой перестановки крана. | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
5 | Проверка заданного положения рукояток распределителей гидронасосов, краников режима работ и вентилей. | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
6 | Осмотр обратных клапанов и их масляных амортизаторов с целью обнаружения утечек гидрожидкости и газа, ослабления крепежа и повреждения уплотнений. | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
7 | Удаление влаги и конденсата из корпуса крана через дренаж. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
8 | Проверка на примерзаемость шарового затвора к корпусу крана частичным маневрированием (не более 10град.). | В зимнее время 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
9 | Проверка уровней гидрожидкости в баллонах и в гидроцилиндрах. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
10 | Проверка работы блоков управления путем местного и дистанционного опробования при отсоединенных от гидробаллонов трубках подачи импульсного газа. | 1 раз в 3 месяца и при выводе ГПА из ремонта | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
11 | Проверка работоспособности распределителей, ручных насосов, золотников, переключателей рода работ. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
12 | Проверка герметичности корпуса крана по фланцам, сварным соединениям и шпинделю. | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
13 | Проверка герметичности уплотнений поршней и штоков силовых цилиндров. | 1 раз в 6 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
14 | Проверка открытого положения регулятора расхода масла. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
15 | Проверка настройки конечных выключателей. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
16 | Проверка работоспособности затворов входных и выходных кранов УП КС (краны, оснащенные системой дистанционного управления, проверяются в комплексе с этой системой.) | 1 раз в 6 месяцев | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
17 | Проверка работоспособности системы резервирования импульсного на ЛЧМГ | 1 раз в 6 месяцев | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
18 | Проверка герметичности кранов по седлам: -свечные краны КС. -остальные краны на КС. | -раз в 3 месяца. -не реже 1 раз в 6 месяцев. | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
Задвижки клиновые | |||
19 | Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей, наличие всех надписей и табличек | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
20 | Внешний осмотр оборудования КИП и А и проверка герметичности соединений | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
21 | Проверка правильности установки клинового затвора в крайнее положение при помощи штурвала. | 1 раз в месяц и после каждой перестановки клина. | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
22 | Проверка герметичности корпуса запорной арматуры по фланцам, сварным соединениям, шпинделю, сальниковой камеры. | 1 раз в месяц | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
23 | Проверка настройки путевых выключателей. | 1 раз в 3 месяца | Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал |
Обслуживание и ремонт электропривода согласно инструкции по эксплуатации на каждый тип привода. | |||
Краны-регуляторы | |||
24 | Проверка контровки крепежных соединений и герметичности резьбовых соединений трубопроводов. | 1 раз в месяц | Эксплуатационный персонал |
25 | Проверка работоспособности нагревательной ленты (при наличии). | 1 раз в месяц (кроме летнего периода времени) | Эксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС. |
26 | Проверка уровня масла в маслобаке блока регулирования и давления газа в поршневом аккумуляторе. | 1 раз в месяц | Эксплуатационный персонал |
27 | Проверка смазки подшипников электродвигателя масляного насоса в блоке электрогидравлического управления. | 1 раз в год | Эксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС. |
28 | Проверка электрических параметров электродвигателя масляного насоса. | 1 раз в 6 месяцев | Эксплуатационный персонал службы АСУ, А и ТМ |
Запорно-регулирующая арматура, находящаяся в аварийном запасе | |||
29 | Проверка лакокрасочного покрытия крана. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
30 | Проверка соответствия технической документации. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
31 | Проверка наличия и уровня гидрожидкости в приводе. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
32 | Проверка консервационной смазки на внутренней поверхности затвора, присоединительных патрубков крана и на всех неокрашенных поверхностях. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
33 | Проверка целостности заглушек проходных и технологических отверстий. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
34 | Проверка комплектности основных узлов. | 1 раз в год | Ответственные лица, назначенные приказом по предприятию |
II Текущий ремонт Краны с шаровым и коническим затвором | |||
Объем работ предусмотренный плановым осмотром. | Согласно планового осмотра | Специализированные бригады | |
1 | Зачистка мест, подверженных коррозии, грунтовка. Окраска внешних поверхностей наземной части крана. | 1 раз в год | Специализирован-ные бригады |
2 | Подтяжка всех резьбовых соединений приводов, гидроцилиндров, удлинительных колонн и навесного оборудования. | По результатам осмотра | Специализирован-ные бригады |
3 | Чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией. | В зависимости от влажности газа, но не реже 1раза в год. | Специализирован-ные бригады |
4 | Дозаливка гидрожидкости в демпферы обратных клапанов. | По результатам осмотра | Специализирован-ные бригады |
5 | Дозаливка гидрожидкости в баллоны кранов. | По результатам осмотра | Специализирован-ные бригады |
6 | Удаление воздуха из гидроцилиндров кранов. | По результатам осмотра. | Специализирован-ные бригады |
7 | Регулировка крайнего положения шарового затвора. | По результатам осмотра | Специализирован-ные бригады |
8 | Вскрытие обратных клапанов, очистка внутренней полости и ревизия всех узлов, в процессе которой производится проверка стопорения валов (полуосей) кронштейнов и плавность хода затвора | При плановых остановах цеха. | Специализирован-ные бригады |
9 | Ревизия гидросистемы, удаление влаги и шлама. | 1 раз в год | Специализирован-ные бригады |
10 | Ревизия и смазка исполнительного механизма. | 1 раз в год | Специализирован-ные бригады |
11 | Ревизия и ремонт оборудования КИП и А. Измерение сопротивления изоляции и заземления | 1 раз в год | Специализирован-ные бригады |
Набивка уплотнений крана консистентными смазками | |||
12 | -краны с уплотнением «металл по металлу» (с мультипликаторами) и пробковые; -герметичные краны с мягкими уплотнениями. | Перед каждой перестановкой и после закрытия. Один раз в квартал. | Специализирован-ные бригады |
Набивка крана уплотнительными пастами: | |||
13 | -краны негерметичные. | По результатам планового осмотра и после закрытия крана | Специализирован-ные бригады |
14 | Полная замена гидрожидкости в приводе. | Согласно тех. паспорта на гидрожидкость | Специализирован-ные бригады |
Клиновые задвижки | |||
15 | Подтяжка всех резьбовых соединений приводов. | По результатам осмотра | Специализирован-ные бригады |
Краны-регуляторы | |||
16 | Чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента, сброс влаги и твердых частиц из конденсационного сепаратора. | Периодически в зависимости от влажности газа, но не реже 1 раза в год. | Эксплуатационный персонал |
17 | Подтяжка всех резьбовых соединений. | По результатам осмотра | Эксплуатационный персонал |
18 | Дозаливка масла в маслобак блока регулирования, подзарядка поршневого аккумулятора инертным газом. | По результатам осмотра | Эксплуатационный персонал |
19 | Регулировка каналов измерений давления газа Р1 (вход газа на регулятор, при наличии), Р2 (выход газа из регулятора). | Не реже 1 раза в 6 месяцев | Специалисты АСУ, А и ТМ |
20 | Подзарядка встроенной аккумуляторной батареи в электронном блоке управления при длительном складском хранении или длительном перерыве в работе. | Согласно техническому паспорту. | Специалисты АСУ, А и ТМ |
21 | Настройка программного обеспечения блока управления крана-регулятора, диагностика исполнительного механизма и регулирующего органа крана-регулятора. Настройка концевых выключателей ЭПТ на ДКД | 1 раз в год | Специалисты по ЗА, АСУ, А и ТМ |
22 | Проверка смазки подшипников электродвигателя масляного насоса в блоке электрогидрвлического управления. | 1 раз в год | Эксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС. |
23 | Проверка электрических параметров электродвигателя масляного насоса. | 1 раз в год | Эксплуатационный персонал службы ЭС |
Запорно-регулирующая арматура, находящаяся на хранении | |||
24 | Переконсервация ЗРА. | 1 раз в 30 месяцев | Эксплуатационные службы, ответственные за хранение. |
Результаты осмотра, обнаруженные неисправности и способы их устранения должны быть отражены в паспорте на запорно-регулирующую арматуру за подписью ответственных лиц.
По результатам проведения регламентных работ составляется дефектная ведомость, которая является основным техническим документом для проведения ремонтов.
В дефектной ведомости указывается объем предполагаемых работ, потребность в материалах и запасных частях, необходимые механизмы, подъемно-транспортные средства и приспособления, составляется перечень работ которые можно выполнить при плановых остановах.
Таблица 3.