Тема 1.8. Техническая эксплуатация запорной арматуры

Запорная арматура, позволяющая перекрывать прохождение потока среды в случае необходимости, устанавливается на любой трубопровод независимо от его вида и назначения.

По способу установки запорная арматура подразделяется на резьбовую, фланцевую и приварную

В бытовых трубопроводах чаще всего устанавливают резьбовую арматуру, в промышленных – фланцевую. Приварные устройства в последнее время практически не используются.

Детали арматуры любого типа в процессе эксплуатации изнашиваются, в результате чего изменяются их размеры и форма. Предельный износ влечет за собой отказ устройства. Для восстановления работоспособности требуется ремонт запорной арматуры.

Необходимость в последнем может возникнуть и вследствие внезапного отказа, вызванного заеданием подвижных сопряжений, заклиниванием затвора, поломкой деталей привода и т. п.

Задвижки.

Технологический режим работы задвижек с указанием вида управления (местное или дистанцион­ное), перепада давления на них и максимального рабоче­го давления устанавливается на основании проектной до­кументации.

Эксплуатация задвижек с полуприкрытым затвором запрещается. Исключением являются аварийные ситуа­ции на НПС, когда задвижки непродолжительное время могут использоваться для дросселирования давления.

Дежурным персоналом раз в смену проводятся тех­нические осмотры запорной арматуры, в ходе которых проверяются:

  • герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений;
  • плавность перемещения подвижных частей;
  • исправность электропривода.

В рамках технического обслуживания раз в месяц выполняются следующие работы:

  • мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, устранение подтеков масла, обслужива­ние площадок и т.д.);
  • визуальная проверка состояния всех частей задвижек;
  • проверка наличия смазки в редукторе электроприво­да и ее пополнение;
  • проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений;
  • проверка работоспособности электропривода (крепле­ния клемм, защиты от перегрузок, срабатывания ко­нечных выключателей и муфты ограничения крутя­щего момента);
  • контроль герметичности затвора.

Для обеспечения герметичности фланцевых соедине­ний два раза в год (весной и осенью) их обтягивают. Эта же процедура выполняется в случае обнаружения течи во фланцевом соединении.

Обтяжка фланцевых соединений задвижек должна выполняться при давлении, сниженном до безопасного уровня. Необходимо иметь в виду, что перед обтяжкой фланцевого соединения корпуса и крышки клиновой за­движки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.

Определение крутящего момента электропривода за­движки осуществляется измерением величины силы тока его электродвигателя. Его величина не должна превы­шать номинальное значение более чем на 10%.

При проведении сезонного технического обслужива­ния 1 раз в 6 месяцев производится контроль герметич­ности затвора задвижек. Его совмещают с плановыми остановками магистрального трубопровода и НПС.

Для контроля герметичности затвора создается пере­пад давления, равный 0,1-0,2 МПа при избыточном дав­лении не менее 0,4 МПа. Критериями оценки герметично­сти являются изменение давления в отсеченных участках трубопровода и наличие шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор.

Изменение давления в отсеченном участке трубопро­вода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее чем за 30 мин. Затвор считается не­герметичным, если за полчаса изменение давления со­ставит 0,1 МПа и более.

Регистрация шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами). Фиксация такого шума в за­движках узла подключения НПС к магистральному трубо­проводу, нагнетательных и всасывающих линий магистраль­ных насосов (агрегатные задвижки), камеры пуска и приема СОД, приемо-раздаточных патрубков резервуаров свидетель­ствует о негерметичности затвора. В остальных случаях протечки не должны превышать допустимой величины, определяемой классом герметичности задвижек.

Критериями их неработоспособности являются:

  • неустранимые дополнительной подтяжкой утечки че­рез сальниковые уплотнения и фланцевые соединения;
  • протечки перекачиваемой среды в затворе, превыша­ющие допустимую величину;
  • заклинивание подвижных частей задвижек при от­крытии и закрытии арматуры;
  • увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
  • выход электропривода из строя.

Неработоспособные задвижки подвергаются ремонту.

Сведения о способах устранения их возможных неисп­равностей приведены в таблице ниже.

Ремонт запорной арматуры

Ремонт, равно как и установка/демонтаж дискового затвора или другого вида арматуры, несложен. Однако и здесь возможны ошибки – особенно в случаях, когда монтажник ранее не сталкивался с работой по установке, сборке и разборке запорной арматуры. Часто узел фланцевого соединения пытаются уплотнить с помощью дополнительных резиновых прокладок или сваркой, чего делать категорически нельзя.

]АРМАТЭК[/anchor] готова обучить монтажников, работающих с запорной арматурой нашего производства и предоставить ремкомплекты для любой модели дискового затвора или других запорных устройств.

Если обслуживание запорной арматуры производится в соответствие с регламентом, необходимость в использовании ремкомплектов возникает редко – они вряд ли понадобятся ранее, чем через 6-7 лет эксплуатации.

Возможные неисправности задвижек ж способы их устранения

Неисправность Возможные причины Способы устранения
Пропуск среды при закрытой задвижке Нарушаете герметично­сти в связи с износом или загрязнением поверхно­стей уплотнительных колец корпуса и клина или диска.

Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного).

Недостаточный крутя­щий момент, развивае­мый электроприводом.

Образование осадка твердых частиц или смо­лы в нижней части кор­пуса

Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнитель­ные кольца.

Увеличить усилие на маховике до расчетного.

Проверить настройку муфты крутящего мо­мента. Проверить на­пряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродви­гателя.

Разобрать задвижку и удалить осадок

Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов.

Повреждена прокладка.

Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки

Равномерно затянуть болты.

Заменить прокладку.

Снять крышку, испра­вят повреждение и при­тереть поверхности уп­лотнения

Пропуск среды через сальник Набивка сальника недостаточно уплотнена.

Износ сальниковой набивки.

Повреждена поверхность шпинделя

Подтянуть гайки саль­ника равномерно.

Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку.

Устранить повреждение поверхности шпинделя

Перемещение за­твора с задержками или при увеличенном моменте Повреждены направ­ляющие клина или дисков.

Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих

Разобрать задвижку и устранить повреждение.

Разобрать задвижку и удалить осадок

Увеличенный мо­мент на маховике, необходимый для закрывания Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях Смазать подвижные со­пряжения
Не срабатывает электропривод Отсутствует питание электропривода Проверить и исправить линию питания электро­привода

Регуляторы давления. При техническом обслужива­нии регуляторов давления, которое выполняется обслу­живающим персоналом раз в месяц, выполняются следу­ющие работы:

  • наружный осмотр с целью проверки герметичности корпуса и соединений;
  • проверка герметичности сальниковых уплотнений и при необходимости их подтяжка;
  • контроль целостности и исправности вала, рычагов привода, а также редуктора;
  • проверка наличия смазки в электроприводе и редук­торе (при необходимости — пополнение);
  • проверка и подтяжка контактных соединений элект­ропривода.

Для блока регуляторов давления в целом произво­дятся:

  • контроль точности и синхронности срабатывания за­слонок;
  • проверка функционирования системы подогрева блока.

Виды

В зависимости от способа, регулирующего поток среды, запорная арматура подразделяется на приспособления различного типа:

  • Краны — универсальное устройство для регулирования или распределения рабочей среды в трубах. Краны подходят для любых жидкостей (включая вязкие) и газов.
  • Запорные вентили, который представляет собой вращающийся запорный элемент, который может служить не только для перекрытия, но и для регулирования потока.
  • Заслонки и задвижки — простейшие конструкции, которые при движении разделяет инородную среду, перекрывая ее свободное движение, часто оснащенные движимым или недвижимым шпинделем.

Рекомендуем ознакомиться: Как работает электромагнитный (соленоидный) клапан — правила выбора и монтажа

Кроме того, есть и особые виды устройств, созданные для работы с агрессивной средой.

Запорные краны

Запорный кран состоит из корпуса, запорного элемента, ручки и уплотнительных прокладок. Запорный элемент бывает шарообразным, цилиндрическим или же в виде конуса.

Материал изготовления, обычно, чугун или сталь, но встречается бронза и латунь. Краны делят по типу запорного элемента (шаровые или пробковые) и по креплению к трубе.

Элемент, перекрывающих движение среды в шаровых кранах имеет сферическую форму со сквозным отверстием. Сфера поворачивается на 90 градусов, что позволяет ей открывать и закрывать поток среды, а также принимать промежуточные положения. Считается, что шаровый кран лучше пробковых, которые только открывают и закрывают поток.

Крепления устройств:

  • муфтовые, которые устанавливают, наворачивая гайки на резьбу;
  • фланцевыми, когда крепежные элементы – это фланцы, соединенные болтами;
  • предназначенными для сварочного соединения.

В зависимости от направления тока среды, краны бывают проходными, угловыми, трехходовыми или многоходовыми. Число патрубков при этом у них будет разное.

По характеру движения затвора краны могут быть с отжимом, вращением, с подъемом или без подъема затвора. Способ управления либо ручной, либо с гидро-, пневмо- или электроприводом.

Герметичность обеспечивает сальниковый или натяжной метод.

  • Устройства с сальниковой герметизацией устанавливают на трубопроводы, которые доставляют воду или нефть. Такие краны делают из чугуна, а работать они могут при температуре до 100 градусов Цельсия.
  • Устройства с натяжной герметизацией обычно используют на газопроводах, и для нормальной работы им нужны: температура до 50 градусов и давление 0,1 МПа.

Обратите внимание! Краны, сделанные из пластика, нельзя применять при высоких температурах (например, ставить на трубу с горячей водой), потому что детали деформируются и нарушается герметичность.

Запорные вентили

Корпус запорного вентиля присоединяется к трубе с 2 концов и снабжен седлом, которое перекрывается золотником. Через отверстие в корпусе проходит шпиндель (вал с правыми и левыми оборотами вращения), с помощью ходовой гайки приводит в движение золотник. Когда золотник доходит до самой нижней точки, он останавливается, закрывая поток среды.

Рекомендуем ознакомиться: Устройство трехходового крана шарового типа

Среди запорных вентилей есть модели, где нет ходовой гайки, и вместо шпинделя — гладкий шток. Усилие, что он передает от привода, называют поступательным, а вентиль с таким строением – отсечным. Этот вид устройства управляется пневмо- или электромагнитным приводом.

И хотя есть модели с запорно-регулирующими функциями, обычно устройство имеет положение «закрыто» или «открыто», промежутка нет, поэтому его основное назначение — не регулировать поток рабочей среды, а перекрывать его.

Вентиль устойчив к механическим воздействиям, работает при широком интервале температур и давлений. Размеры компактны, герметизация плотная. Используется он для работы с жидкими, газообразными и агрессивными средами.

Обратите внимание! Вентили работают при любом давлении, включая и глубокий вакуум. Но для большого давления подходят устройства со сварным креплением.

Заслонки и задвижки

Заслонки подходят трубам с большим диаметром, но маленьким давлением, потому что герметичность у них низкая. Делают запорный элемент обычно из стали, а корпус устройства – из чугуна.

К трубе заслонку крепят либо фланцами, либо сваркой, которая управляется ручным методом (маховик), гидро- или электроприводом.

Заслонки применяют на трубопроводах среднего или большого (до 2,2 м) диаметра в канализационных системах или в работе с химической средой. Поскольку герметичность у них низкая, а с большим давлением заслонки не справляются, в водоснабжении и отопительных системах их не используют.

Предохранительные клапаны.

Целостность корпуса предохранительных клапанов может быть нарушена вследствие коррозии, усталостных явлений, повышения допустимого давления.

Из-за повреждения уплотнительных поверхностей или посторонних предметов на них, нарушения соосности деталей клапана и других причин возможен пропуск пе­рекачиваемой жидкости через затвор клапана при давле­нии, меньшем, чем расчетное.

Вследствие чрезмерно большого расхода сбрасываемой жидкости, а также отложений на поверхности подводя­щего трубопровода или патрубка может иметь место пуль­сация — быстрое и частое закрытие и открытие предох­ранительного клапана.

Наконец, предохранительный клапан может просто не срабатывать при заданном установочном давлении вследствие неправильно отрегулированной или слишком жесткой пружины, а также повышенного трения в на­правляющих золотника.

Поэтому в объем технического обслуживания предох­ранительных клапанов входят:

  • внешний осмотр с целью определения целостности корпуса;
  • проверка срабатывания клапана при заданном давле­нии;
  • контроль герметичности и пульсаций.

Техническое обслуживание предохранительных кла­панов выполняется обслуживающим персоналом 2 раза в смену.

5.2. ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕПЛОВЫХ ЭНЕРГОУСТАНОВОК

5.2. Трубопроводы и арматура

5.2.1. Руководитель организации назначает лиц, ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов из числа инженерно-технических работников (начальников цехов и служб), прошедших проверку знаний правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, настоящих Правил и другой отраслевой нормативной документации (инструкций, противоаварийных циркуляров и т.п.).

5.2.2. В организации составляются перечни трубопроводов, подлежащих регистрации в органах Госгортехнадзора России и учету на предприятии. В перечнях указываются лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию трубопроводов. На каждый трубопровод заводится паспорт по установленной форме.

5.2.3. Арматура должна использоваться строго в соответствии с ее функциональным назначением. Использование запорной арматуры в качестве регулирующей не допускается. Арматура условным диаметром 50 мм и более должна иметь паспорта установленной формы.

5.2.4. Схема трубопроводов и их эксплуатация должны исключить возникновение дополнительных внутренних напряжений элементов трубопроводов, связанных с их температурным удлинением или другими внешними усилиями, превышающими расчетные.

5.2.5. После капитального ремонта, а также ремонтов, связанных с вырезкой и переваркой участков трубопровода, заменой арматуры и тепловой изоляции, перед включением оборудования в работу проверяются:

— исправность неподвижных и подвижных опор и пружинных креплений;

— размер затяжки пружин подвесок и опор в холодном состоянии;

— исправность индикаторов тепловых перемещений;

— возможность свободного перемещения трубопроводов при их прогреве;

— состояние дренажей и воздушников, предохранительных устройств;

— легкость хода подвижных частей арматуры;

— соответствие сигнализации крайних положений запорной арматуры («открыто» — «закрыто») на щитах управления ее фактическому положению;

— исправность тепловой изоляции.

Также проводятся гидравлические испытания с целью проверки прочности и плотности отремонтированного участка со всеми элементами и арматурой пробным давлением. Результаты испытаний вносятся в паспорт.

Арматура и фасонные детали трубопроводов должны подвергаться гидравлическому испытанию пробным давлением в соответствии с действующим стандартом.

Минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании должна составлять 1,25 рабочего давления, но не менее 0,2 МПа (2 кгс/см2).

Максимальная величина пробного давления устанавливается расчетом на прочность по нормативно-технической документации, согласованной с Госгортехнадзором России.

Величину пробного давления выбирает предприятие-изготовитель (проектная организация) в пределах между минимальным и максимальным значениями.

5.2.6. Система дренажей должна обеспечивать полное удаление влаги при прогреве, остывании и опорожнении трубопроводов, для чего последние должны иметь уклон горизонтальных участков не менее 0,004.

5.2.7. При прокладке дренажных линий должно быть учтено направление тепловых перемещений во избежание защемления трубопроводов.

5.2.8. При объединении дренажных линий нескольких трубопроводов на каждом из них устанавливается запорная арматура.

5.2.9. Арматура должна иметь надписи, определяющие ее назначение, быть занумерованной по технологической схеме трубопроводов, а также иметь указатели направления вращения штурвалов.

5.2.10. Регулирующие клапаны оборудуются указателями степени открытия регулирующего органа, а запорная арматура — указателями «открыто» и «закрыто». Арматура должна быть доступна для обслуживания.

5.2.11. В местах установки арматуры и индикаторов тепловых перемещений паропроводов устанавливаются площадки обслуживания.

5.2.12. Ремонт трубопроводов и арматуры выполняется одновременно с ремонтом соответствующей тепловой энергоустановки.

5.2.13. Тепловая изоляция фланцевых соединений, арматуры и участков трубопроводов, подвергающихся периодическому контролю (сварные соединения и т.п.), должна быть съемной.

5.2.14. Тепловая изоляция трубопроводов, расположенных на открытом воздухе, вблизи масляных баков, маслопроводов, мазутопроводов, оснащается покрытием для предохранения ее от пропитывания влагой или нефтепродуктами.

5.2.15. Для тепловой изоляции применяются материалы, не вызывающие коррозии металла трубопроводов.

Обратные клапаны.

Аналогично задвижкам техни­ческое обслуживание обратных клапанов выполняется обслуживающим персоналом раз в смену и включает:

  • проверку герметичности уплотнений (с устранением обнаруженных утечек);
  • контроль работоспособности демпфирующих устройств и их восстановление;
  • очистку наружной поверхности.

Контроль герметичности обратных клапанов произ­водится раз в год аналогично задвижкам. Она должна соответствовать величинам, приведенным в таблице ниже.

Нормы герметичности обратных клапанов

Условное
давление,МПа
Допустимый расход протечки (см3/мин)
при условном проходе обратных клапанов Ду (мм)
300-400 500-700 800-1000 1200
Менее 4 25 45 80 150
4 и выше 12 20 40 80

Электроприводы.

Надежная эксплуатация электро­привода обеспечивается:

  • поддержанием его узлов и деталей в рабочем состоянии;
  • тщательным креплением привода к арматуре, элект­родвигателя к редуктору, путевого выключателя к приводу;
  • своевременным срабатыванием конечных выключате­лей и муфты ограничения крутящего момента;
  • качественной смазкой его трущихся деталей.

Поэтому при техническом обслуживании электропри­вода производится визуальная проверка состояния элект­ропривода и подводящих кабелей, состояния и крепления клемм электродвигателя, проверка защиты электродвига­теля от перегрузок, проверка срабатывания конечных вы­ключателей и их ревизия, проверка срабатывания муфты ограничения крутящего момента, а также проверка нали­чия смазки в подшипниках и редукторе и ее пополнение.

Основные неисправности электроприводов и способы их устранения приведены в таблице ниже.

Работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте запорно-регулирующей арматуры.

Техническое обслуживание запорной арматуры

Регламент технического обслуживания.

Одним из условий надежной работы запорно-регулирующей арматуры является организация и обязательное выполнение системы планово-предупредительных ремонтов (ППР). Система ППР включает в себя совокупность организационно-технических мероприятий по надзору, техническому обслуживанию и ремонту запорной арматуры, способствующих увеличению долговечности её работы, предупреждению аварий на газопроводах, повышению культуры эксплуатации.

Система ППР не предусматривает внеплановые работы, связанные с аварийными отказами, вызванными неудовлетворительным монтажом или неправильной эксплуатацией запорно-регулирующей арматуры.

Сущность системы ППР заключается в том, что независимо от технического состояния, производится определенный вид планируемого обслуживания — плановый осмотр, текущий, капитальный ремонты.

Плановым осмотром называется комплекс ремонтно-профилактических работ для контроля технического состояния кранов, выявления возникающих дефектов, своевременного предупреждения появления неисправностей. При его проведении устраняют только те неисправности, при которых невозможна нормальная эксплуатация кранов до ближайшего ремонта. Перечень работ и их периодичность, выполняемых при плановом осмотре запорно-регулирующей арматуры приводится в таблице 2.

Текущим ремонтом называется комплекс работ по контролю за техническим состоянием кранов, выявлению и устранению возникших дефектов, связанных с разборкой отдельных узлов. Перечень работ и их периодичность, выполняемых при плановом осмотре запорно-регулирующей арматуры приводится в таблице 2.

Капитальным ремонтомназывается ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса оборудования изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

На каждую единицу запорно-регулирующей арматуры оформляется паспорт с записями работ выполненных согласно «Регламента…» и данной инструкции.

Запорно-регулирующая арматура подлежит замене только после проведения всех необходимых мероприятий по устранению негерметичности, восстановлению работоспособности и составления соответствующего акта-заключения с привлечением специалистов УЗА ИТЦ. Вырезанная запорная арматура, кроме кранов отслуживших более 15 лет, подлежит консервации для последующей отправки в ремонт на специализированные предприятия. Вырезанную запорную арматуру запрещается разукомплектовывать, демонтировать приводы и навесное оборудование. Техническую жидкость из гидросистемы привода сливать категорически запрещается.

Перед врезкой новой запорно-регулирующей арматуры, на ней проводят комплекс работ специализированными организациями, с которыми заключен договор или бригадами по обслуживанию ЗА ЛПУМГ.

Аварийный запас запорно-регулирующей арматуры хранится в соответствии с утвержденными перечнями на базах УМТС и в ЛПУМГ.

Срок хранения запорно-регулирующей арматуры не более 5 лет с момента изготовления. До достижения этого срока она должна быть установлена по назначению на МГ. Неснижаемый аварийный запас должен составлять не менее 40% от общего количества запорно-регулирующей арматуры.

Условия хранения должны обеспечить сохранность заводской упаковки, исправность крана, комплектующих узлов и деталей.

Дополнительно к плановым осмотрам, проводимым согласно таблице 2, сменным персоналом проводятся ежедневные осмотры (ТО-1), перечень работ и периодичность которых указана в таблице 1.

Для упорядочения работ составляется карта проведения ТО-1 для сменного персонала, согласно которой все краны технологической обвязки закрепляются за сменами. О выявленных неисправностях делается запись в журнале дефектов.

В случае необходимости выполнения специализированных работ, привлекаются специалисты сторонних организаций.

После устранения дефектов и неисправностей делается соответствующая запись в журнале технического обслуживания.

Таблица 1.

Перечень

Работ выполняемых при проведении ТО-1 запорной арматуры

№ п/пСодержание работПериодичностьИсполнитель
1.Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей.ЕжесменноСменный персонал
2.Проверка блоков управления и разъёмных соединений на отсутствие утечек газа и их ликвидация.ЕжесменноСменный персонал
3.Проверка герметичности корпуса крана по фланцам, сварным соединениям и шпинделю.ЕжесменноСменный персонал
4.Проверка заданного положения рукояток распределителей гидронасосов краников режима работ и вентилей.ЕжесменноСменный персонал
5.Осмотр гидробаллонов, гидроцилиндров и маслопроводов с целью обнаружения утечек масла и их ликвидации.ЕжесменноСменный персонал
6.Проверка крайнего положения шарового затвора (по указателю)ЕжесменноСменный персонал
7.Осмотр обратных клапанов и их масляных амортизаторов с целью обнаружения утечек масла и газа, ослабления крепежа и повреждения уплотнений.ЕжесменноСменный персонал

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ

работ, выполняемых при техническом обслуживании и ремонте запорно-регулирующей арматуры.

№ п/пСодержание работПериодичностьИсполнитель
1234
I Плановый осмотр

Краны с шаровым и коническим затвором

1Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей, наличие всех надписей и табличек1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
2Внешний осмотр оборудования КИП и А и проверка герметичности соединений (импульсные линии, узлы управления, конечные выключатели, клеммные коробки).1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
3Осмотр баллонов, гидроцилиндров и маслопроводов с целью обнаружения утечек гидрожидкости и их устранение.1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
4Проверка правильности установки шарового затвора в крайнее положение при помощи ручного масляного насоса или штурвала.1 раз в месяц и после каждой перестановки крана.Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
5Проверка заданного положения рукояток распределителей гидронасосов, краников режима работ и вентилей.1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
6Осмотр обратных клапанов и их масляных амортизаторов с целью обнаружения утечек гидрожидкости и газа, ослабления крепежа и повреждения уплотнений.1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
7Удаление влаги и конденсата из корпуса крана через дренаж.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
8Проверка на примерзаемость шарового затвора к корпусу крана частичным маневрированием (не более 10град.).В зимнее время 1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
9Проверка уровней гидрожидкости в баллонах и в гидроцилиндрах.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
10Проверка работы блоков управления путем местного и дистанционного опробования при отсоединенных от гидробаллонов трубках подачи импульсного газа.1 раз в 3 месяца и при выводе ГПА из ремонтаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
11Проверка работоспособности распределителей, ручных насосов, золотников, переключателей рода работ.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
12Проверка герметичности корпуса крана по фланцам, сварным соединениям и шпинделю.1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
13Проверка герметичности уплотнений поршней и штоков силовых цилиндров.1 раз в 6 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
14Проверка открытого положения регулятора расхода масла.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
15Проверка настройки конечных выключателей.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
16Проверка работоспособности затворов входных и выходных кранов УП КС (краны, оснащенные системой дистанционного управления, проверяются в комплексе с этой системой.)1 раз в 6 месяцевСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
17Проверка работоспособности системы резервирования импульсного на ЛЧМГ1 раз в 6 месяцевСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
18Проверка герметичности кранов по седлам: -свечные краны КС. -остальные краны на КС.-раз в 3 месяца. -не реже 1 раз в 6 месяцев.Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
Задвижки клиновые
19Проверка комплектности основных узлов, выявление поломок и внешних неисправностей, наличие всех надписей и табличек1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
20Внешний осмотр оборудования КИП и А и проверка герметичности соединений1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
21Проверка правильности установки клинового затвора в крайнее положение при помощи штурвала.1 раз в месяц и после каждой перестановки клина.Специализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
22Проверка герметичности корпуса запорной арматуры по фланцам, сварным соединениям, шпинделю, сальниковой камеры.1 раз в месяцСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
23Проверка настройки путевых выключателей.1 раз в 3 месяцаСпециализирован-ные бригады, эксплуатационный персонал
Обслуживание и ремонт электропривода согласно инструкции по эксплуатации на каждый тип привода.
Краны-регуляторы
24Проверка контровки крепежных соединений и герметичности резьбовых соединений трубопроводов.1 раз в месяцЭксплуатационный персонал
25Проверка работоспособности нагревательной ленты (при наличии).1 раз в месяц (кроме летнего периода времени)Эксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС.
26Проверка уровня масла в маслобаке блока регулирования и давления газа в поршневом аккумуляторе.1 раз в месяцЭксплуатационный персонал
27Проверка смазки подшипников электродвигателя масляного насоса в блоке электрогидравлического управления.1 раз в годЭксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС.
28Проверка электрических параметров электродвигателя масляного насоса.1 раз в 6 месяцевЭксплуатационный персонал службы АСУ, А и ТМ
Запорно-регулирующая арматура, находящаяся в аварийном запасе
29Проверка лакокрасочного покрытия крана.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
30Проверка соответствия технической документации.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
31Проверка наличия и уровня гидрожидкости в приводе.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
32Проверка консервационной смазки на внутренней поверхности затвора, присоединительных патрубков крана и на всех неокрашенных поверхностях.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
33Проверка целостности заглушек проходных и технологических отверстий.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
34Проверка комплектности основных узлов.1 раз в годОтветственные лица, назначенные приказом по предприятию
II Текущий ремонт

Краны с шаровым и коническим затвором

Объем работ предусмотренный плановым осмотром.Согласно планового осмотраСпециализированные бригады
1Зачистка мест, подверженных коррозии, грунтовка. Окраска внешних поверхностей наземной части крана.1 раз в годСпециализирован-ные бригады
2Подтяжка всех резьбовых соединений приводов, гидроцилиндров, удлинительных колонн и навесного оборудования.По результатам осмотраСпециализирован-ные бригады
3Чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией.В зависимости от влажности газа, но не реже 1раза в год.Специализирован-ные бригады
4Дозаливка гидрожидкости в демпферы обратных клапанов.По результатам осмотраСпециализирован-ные бригады
5Дозаливка гидрожидкости в баллоны кранов.По результатам осмотраСпециализирован-ные бригады
6Удаление воздуха из гидроцилиндров кранов.По результатам осмотра.Специализирован-ные бригады
7Регулировка крайнего положения шарового затвора.По результатам осмотраСпециализирован-ные бригады
8Вскрытие обратных клапанов, очистка внутренней полости и ревизия всех узлов, в процессе которой производится проверка стопорения валов (полуосей) кронштейнов и плавность хода затвораПри плановых остановах цеха.Специализирован-ные бригады
9Ревизия гидросистемы, удаление влаги и шлама.1 раз в годСпециализирован-ные бригады
10Ревизия и смазка исполнительного механизма.1 раз в годСпециализирован-ные бригады
11Ревизия и ремонт оборудования КИП и А. Измерение сопротивления изоляции и заземления1 раз в годСпециализирован-ные бригады
Набивка уплотнений крана консистентными смазками
12-краны с уплотнением «металл по металлу» (с мультипликаторами) и пробковые; -герметичные краны с мягкими уплотнениями.Перед каждой перестановкой и после закрытия. Один раз в квартал.Специализирован-ные бригады
Набивка крана уплотнительными пастами:
13-краны негерметичные.По результатам планового осмотра и после закрытия кранаСпециализирован-ные бригады
14Полная замена гидрожидкости в приводе.Согласно тех. паспорта на гидрожидкостьСпециализирован-ные бригады
Клиновые задвижки
15Подтяжка всех резьбовых соединений приводов.По результатам осмотраСпециализирован-ные бригады
Краны-регуляторы
16Чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента, сброс влаги и твердых частиц из конденсационного сепаратора.Периодически в зависимости от влажности газа, но не реже 1 раза в год.Эксплуатационный персонал
17Подтяжка всех резьбовых соединений.По результатам осмотраЭксплуатационный персонал
18Дозаливка масла в маслобак блока регулирования, подзарядка поршневого аккумулятора инертным газом.По результатам осмотраЭксплуатационный персонал
19Регулировка каналов измерений давления газа Р1 (вход газа на регулятор, при наличии), Р2 (выход газа из регулятора).Не реже 1 раза в 6 месяцевСпециалисты АСУ, А и ТМ
20Подзарядка встроенной аккумуляторной батареи в электронном блоке управления при длительном складском хранении или длительном перерыве в работе.Согласно техническому паспорту.Специалисты АСУ, А и ТМ
21Настройка программного обеспечения блока управления крана-регулятора, диагностика исполнительного механизма и регулирующего органа крана-регулятора. Настройка концевых выключателей ЭПТ на ДКД1 раз в годСпециалисты по ЗА, АСУ, А и ТМ
22Проверка смазки подшипников электродвигателя масляного насоса в блоке электрогидрвлического управления.1 раз в годЭксплуатационный персонал служб АСУ, А и ТМ, ГКС.
23Проверка электрических параметров электродвигателя масляного насоса.1 раз в годЭксплуатационный персонал службы ЭС
Запорно-регулирующая арматура, находящаяся на хранении
24Переконсервация ЗРА.1 раз в 30 месяцевЭксплуатационные службы, ответственные за хранение.

Результаты осмотра, обнаруженные неисправности и способы их устранения должны быть отражены в паспорте на запорно-регулирующую арматуру за подписью ответственных лиц.

По результатам проведения регламентных работ составляется дефектная ведомость, которая является основным техническим документом для проведения ремонтов.

В дефектной ведомости указывается объем предполагаемых работ, потребность в материалах и запасных частях, необходимые механизмы, подъемно-транспортные средства и приспособления, составляется перечень работ которые можно выполнить при плановых остановах.

Таблица 3.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]