Затвор дисковый — разновидность, конструкции, правила эксплуатации и монтажа


Запорная арматура — неотъемлемая частью любых трубопроводов как промышленного, так и хозяйственно-бытового назначения. Одним из ее видов является затвор дисковый, уверенно занимающий свою нишу среди приборов аналогичного назначения.

Чтобы правильно выбрать необходимую дисковую затворную арматуру, следует знать принцип ее работы, материалы изготовления, предлагаемые на рынке разновидности приборов. Задача подбора осложняется тем, что в конструктивном исполнении дисковых затворов имеются несколько основных вариантов, напрямую влияющих на их технические характеристики.

Рис. 1 Дисковая арматура с рычажным управлением

Конструктивные особенности

Данный элемент имеет определённые конструктивные отличия, в сравнении с другими запорными устройствами. Затвор выполняется в форме диска, который располагают под углом 90% по отношению к среде эксплуатации. При воздействии на основной рычаг, диск совершает работу и проворачивает на тот же угол. Закончив движение, он полностью перекрывает отверстие, через которое циркулирует жидкость.

Некоторые производители повышают толщину рабочего диска, это позволяет продлить срок эксплуатации прибора. Подобное отличие в конструкции позволяет использовать поворотный дисковый затвор даже в абразивных средах, где остальные устройства быстро изнашиваются.

Дисковые затворы достаточно герметичны, если в системе не присутствует избыточное давление. Низкая пропускная способность, в закрытом состоянии, обеспечивается посредством резиновых прокладок и манжет, также в устройстве используются расходные материалы из синтетического каучука.

Данная разновидность затворной арматуры не предназначена для регулировки водяного потока. Для этой цели используют популярные вентили. Затворы дисковые межфланцевые могут только закрывать или открывать систему.

Основные элементы, из которых состоит затвор дисковый межфланцевый:

  • Корпус. Современные устройства изготавливаются из высококачественной стали. В более устаревших моделях корпуса выполнялись из чугуна.
  • Привод. Может быть установлен ручной или механизированный привод. В качестве механизации устанавливаются электрические или гидроэлементы. В более новых моделях часто устанавливают пневмопривод.
  • Основной затворный элемент – диск.
  • Стальной или чугунный шток, который обеспечивает надёжное соединение диска и приводом.
  • Основной узел, в котором происходит вращение штока. Также здесь находятся стопорное кольцо, упорное кольцо и манжета. Манжета обеспечивает герметичность системы.
  • Крепление, посредством которого затвор не меняет своего положения относительно штока.
  • Отверстие, которое перекрывает диск. В зависимости от величины устройства, отверстие может иметь различный диаметр.
  • Дополнительный фиксатор, который является продолжением штока.
  • Винт, создающий дополнительный упор и препятствующий изменению штока своего изначального положения.

Разновидности

Дисковые затворы делят на следующие типы:

По способу присоединения к трубопроводной магистрали:

Фланцевые. Имеют на корпусе с двух сторон воротниковые или сплошные диски с отверстиями для крепления в разрез трубопровода к его фланцевым торцам. Стягивающие шпильки продеваются сквозь отверстия затвора и фланцевых воротников трубопровода.

Межфланцевые. Затвор дисковый поворотный имеет выступающее резиновое уплотнение по периметру проходного канала и устанавливается между фланцев трубопровода. После стягивания шпильками двух трубных фланцев запорный элемент удерживается между ними за счет зажимного усилия и герметичного уплотнения.

Так как шпильки проходят через отверстия в корпусе устройства, они предотвращают его смещение перпендикулярно потоку рабочего тела.

Данный тип соединения требует высокой точности подгонки затвора под диаметр трубопровода, а также соосности всех стыкуемых элементов.

Под приварку. Затвор, корпус которого выполнен из стали, вваривают в разрез трубопровода. Преимущество данного соединения — отсутствие каких-либо жестких требований к пространственному расположению стыкуемых элементов.

Резьбовые. Некоторые зарубежные компании, к примеру итальянская фирма Rubinetterie Bresciane, выпускают дисковую запорно-регулирующую арматуру в латунных корпусах под резьбовое соединение с трубопроводом. Благодаря ступенчатому управлению диском, она находит применение в бытовых отопительных системах для регулировки потока теплового носителя, идущего в радиаторы. Муфтовые. Подсоединительные патрубки затворов данного типа имеют гладкую отполированную поверхность под обрезанный конус или цилиндр, рассчитанную на монтаж в трубопровод вместе с герметизирующими уплотнителями.

Возможно будет интересно почитать про: Кран шаровый фланцевый — конструкция, применение, установка, популярные модели и производители.

Бесфланцевая, фланцевая дисковая арматура с пневмоприводом.

Рис. 4 Бесфланцевая, фланцевая дисковая арматура с пневмоприводом

По типу привода:

Рукоятка. Так как дисковую заслонку поворачивают на угол 90°, для создания вращательного усилия используют одноручную консоль по аналогии с шаровым краном.

Редуктор. В редукторе для снижения прилагаемого физического усилия используют систему передающих зубчатых колес со штурвалом. Редуктор обычно устанавливают в изделия с Dn свыше 200 мм до размеров в 1400 мм.

Сферы применения

Затворы дисковые межфланцевые используются в системах канализации, водоснабжения, отопительных магистралях.

Помимо данных сфер они также популярны и в следующих средах:

  • Системы кондиционирования и вентиляции. Затвор выполняет свою основную роль – перекрытие системы с целью прекращения подачи эксплуатируемой среды.
  • Системы пожаротушения. Затвор является элементов аварийного прекращения водяного потока.
  • Системы подачи газа и других парообразных веществ.
  • Устройства, которые обеспечивают транспортировку нефтепродуктов, не имеющих в своей структуре агрессивных веществ.

Дисковый затвор выполняет важную функцию прекращения подачи жидкости, его устанавливают в обязательном порядке. Наличие такого устройства позволяет перекрывать систему для проведения технического осмотра или ремонтных работ.

Плюсы и минусы

Дисковый затвор не имеет сложную конструкцию, он прост в эксплуатации и ремонте. Не требует особенного обслуживания. Дисковый межфланцевый затвор применяется во многих промышленных сферах, он также популярен из-за своей доступной ценовой политики.

Плюсы устройства:

  • Небольшой вес и габариты. Это устраняет большинство проблем при транспортировке и установке изделия.
  • Простая конструкция, которая заключается в небольшом количестве элементов.
  • Быстрый ремонт, в который входит замена уплотнительных составляющих и «рабочих» элементов устройства.
  • Основные механизмы затвора невосприимчивы к воздействию абразивных веществ. Данное качество позволяет проводить эксплуатацию устройства в соответствующей среде.
  • Дисковый затвор межфланцевого типа имеет продолжительный срок эксплуатации.
  • Устройство доступно и обладает адекватной ценовой политикой.

К сожалению, дисковый затвор имеет и ряд недостатков, к которым относятся:

  • Без установки дополнительного уплотнителя на поверхность диска, система не обладает требуемой герметичностью.
  • Система плохо воспринимает даже малейшие перепады давления. Избыточные показатели быстро нарушают работу затвора.
  • Конфигурация не позволяет регулировать силу потока, а обеспечивает только полное перекрытие или открытие системы.

Принцип работы трехходового затвора с двумя/тремя элементами

Если минимальный крутящий момент — это требование к проекту системы, первый выбор следует отдавать двойным и тройным затворам. Добавляя смещения центральной линии к традиционной конструкции, стандартная проектная интерференция между уплотнением и седлом практически исключается. Смещение одного места центральной оси вала за плоскостью посадки. Это смещение уменьшает большую часть протирания для уплотнения, позволяя уплотнению вставить кулачок в седло.

Смещение двух затворов перемещает осевую линию вала в сторону центральной линии трубы. Это смещение дополнительно уменьшает трение между седлом и уплотнением, вращая плоскость уплотнения диска от плоскости седла. Третье дополнительное смещение поворачивает осевую линию конуса уплотнителя седла от осевой линии трубы.

Дисковый трехходовой затвор оснащен сменным стойким к коррозии корпусом. Седло закреплено на корпусе стандартными инструментами крепления, что позволяет легко заменять дисковый элемент без дополнительной подготовки. Конструкция седла позволяет выполнять более точные операции обработки, чем стандартные посадочные места в корпусе, что обеспечивает более высокие конечные допуски.

Особенности монтажа

При монтаже дисковых межфланцевых затворов необходимо знать несколько правил, которые помогут продлить срок эксплуатации устройства и сделать систему более надёжной.

При монтаже запрещается использовать плоские фланцы, необходимо применять только воротниковую продукцию. Воротниковые фланцы создают дополнительную герметичность при зажатии манжеты. При использовании плоских элементов, манжета быстро изнашивается, её срок эксплуатации снижается в несколько раз.

Зажатие дискового затвора необходимо проводить только после того, как конструкция будет приварена к трубопроводу. Если приварить устройство в зажатом положении, то от чрезмерного нагрева может пострадать резиновая манжета.

Монтаж затвора следует начинать только после неполного его открытия. Его устанавливать его в полностью закрытом состоянии, то это может привести к деформации манжеты и последующей её замене. Также, помимо манжеты, может пострадать шток, замена которого является длительным и трудоёмким процессом.

Если трубопровод имеет горизонтальное направление, то дисковый затвор следует монтировать под небольшим углом, а не идеально вверх. Вертикальное положение устройства приводит к образованию зоны, в которой скапливаются твёрдые частицы мусора. Засорение будет происходить гораздо быстрее, если затвор установлен в абразивной среде.

Более современные устройства требуют настройки хода диска. Вся необходимая информация обычно находится в паспорте на затвор.

Выгодно ли устанавливать дисковый межфланцевый затвор

Данное устройство не только имеет массу положительных отличий, оно также приносит определённую выгоду пользователю.

Дисковый межфланцевый затвор применяют в различных сферах. Поэтому его часто снимают с одной системы и устанавливают на другую. При использовании современных резиновых манжет, затворы можно устанавливать и в агрессивных средах.

Конструкция устройства достаточно проста, поэтому существенную экономию создаёт редкое техническое обслуживание, которое не требует большого вложения средств. Даже начинающий мастер сможет без труда произвести разборку и сборку прибора.

Межфланцевые дисковые затворы имеют уплотнители с повышенным сроком эксплуатации. Установка дополнительной пары подшипников позволяет снизить коэффициент трения. Большинство современных изделий оснащаются диском, который не требует регулировки, это упрощает процесс монтажа и последующую эксплуатацию.

Все элементы системы, при необходимости, можно быстро и легко заменить. Достаточно иметь в наличие нужные детали.

Справочная дополнительная информация:

Обычное уплотнение штока поворотного затвора ABRA-BUV и уплотнение усиленного типа с сальником
Внимание! Производитель оставляет за собой право на внесение изменений не влияющих на функционирование и существенные характеристики продукции.
Поиск на сайте Компании АБРАДОКС. Введите свой запрос:

Подводя итоги

Затвор дисковый межфланцевый является необходимым элементом любого трубопровода. Он обеспечивает своевременное отключение эксплуатируемой среды, для возможности проведения технического обслуживания или ремонта. Устройство легко в эксплуатации, монтаже и обслуживании.

Современная продукция имеет доработки, которые позволяют увеличить срок эксплуатации устройства, а также сделать процесс ремонта более простым. Система дисковых затворов абсолютно безвредна, не требует применения дополнительных мер техники безопасности. Также это устройства доступны и имеют среднюю ценовую политику, которая распространяется и на отдельные детали.

Технические характеристики

Основными параметрами дисковых затворов являются:

Рабочая среда. Допускается транспортировать через поворотную арматуру воду, растворы кислот и щелочей, органические растворители, сточные воды, моющие средства, растворы на гликолевой основе (антифризы).

Диаметр проходного канала Dn. Для большинства выпускаемых приборов он лежит в диапазоне от 32 до 1400 мм.

Номинальное давление Pn. Стандартные параметры 6, 10, 16, 25 бар, напрямую связаны с габаритными размерами, конструкцией и материалами изготовления уплотнителей.

Температуры окружающей среды. Для чугунных изделий температурный диапазон эксплуатации составляет от — 25 до + — 70 °С, сталь выдерживает эксплуатацию при температурах от — 40 до + 70 °С.

Температурный диапазон рабочей среды. Зависит от материала изготовления уплотнений и диска и имеет следующие показатели:

  • EPDM — работает в среде от — 25 до + 130 °С.
  • NBR — эксплуатируется от — 15 до + 80 °С.
  • Viton — может работать в температурном диапазоне от — 15 до + 180 °С.
  • PTFE предназначен для эксплуатации при температурах от — 200 до + 200 °С.
  • Нержавеющая сталь и графит выдерживают температуры рабочей среды от — 40 до + 350 °С.

Герметичность. Качественная арматура обладает герметичностью класса А в одном или двух направлениях.

Ресурсы. Большинство качественных затворов рассчитаны на 10000 открываний и эксплуатационный срок в 15 лет.

Правила монтажа дискового затвора.

Рис. 12 Правила монтажа дисковой арматуры

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]