Какую водопропускную трубу под дорогой проложить – виды, особенности, преимущества материалов


Трубопровод под автодорогой

Мы продолжаем знакомить своих читателей со сборным железобетоном, без которого сегодня не обходится ни жилищное, ни промышленное, ни транспортное строительство, и хотим обратить ваше внимание на бетонные дорожные трубы. Это не изделия, а конструкции, предназначенные для укладки под насыпями железных и автомобильных дорог, и собираемые из отдельных звеньев. Вот о них и пойдёт речь.

Железобетонные водопропускные трубы

Одним из главных достоинств железобетонных конструкций для отведения воды является возможность их создания на том месте, где они будут устанавливаться. Процесс обустройства в данном случае предполагает установку армированной опалубки, в которую будет заливаться раствор бетона.

конструкция водопропускной трубы

Описанное выше качество можно назвать достаточно полезным, но у него есть серьезный недостаток – железобетонная водопропускная труба под дорогой устанавливается очень долго. Конечно, у такой проблемы имеется решение, которое заключается в приобретении готовых железобетонных конструкций и доставке их к месту монтажа. Главное качество такого материала – способность выдерживать воздействие различных внешних факторов.

Причины для оборудования дренажной системой

В списке ниже вы найдете три самых распространенных причины, которые заставляют владельцев участков обратиться к дренажной системе.

  1. Глинистая почва. Такая проблема очень распространена, так как глинистые грунты создают избыток воды на территории.
  2. Болотистая почва.
  3. Уклон местности, который создает разрушающий поток воды. Такой поток способен вымыть плодородный слой земли.

Если ваш участок находится на болотистой местности или в почве преобладает процент глины, вам стоит обратить внимание на дренаж.

Дренаж дорог

Пластиковые водопропускные трубы

Различные варианты полимерных изделий для обустройства водопропускных каналов являются хорошим решением. Пластиковые трубы хорошо выдерживают внешние нагрузки, но для этого их приходится дополнительно усиливать при помощи бетонной арки, которая заливается по наружному краю трубы, причем слабая сопротивляемость бетона подвижкам грунта в данном случае не имеет никакого значения.

гофрированная труба дорожная

При необходимости можно снизить нагрузку на систему, используя специальные металлические короба, заполненные камнями. Установленная таким образом водоотводная труба под дорогой сочетает в себе надежность и долговечность – срок службы пластикового водопропускного канала может достигать 50 лет.

Инструменты, которые понадобятся для работы

Прежде чем ответить на вопрос «как сделать дренаж дорог», нужно разобраться с инструментами, без которых не обойтись. Для открытой и закрытой систем требуется свой набор инструментов и материалов.

Для открытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • материалы, с помощью которых можно будет укрепить откосы (бетон, камень или другие);
  • семена дикорастущих трав.

Для закрытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • геотекстиль;
  • щебень;
  • дренажные маты или трубы.

Если вы используете линейную систему водоотвода, то воспользуйтесь следующим набором инструментов и материалов:

  • бетон;
  • лопата;
  • водоотводные лотки.

Металлические трубы и СМГК

Водопропускные трубы из металла – это неплохой вариант решения проблемы отведения воды, но только если рассматривать его с одной стороны. Металлические конструкции имеют лучшие показатели прочности по сравнению с аналогами, но это достоинство полностью нивелируется слабой устойчивостью к коррозии. Из-за этого металлические трубы используются для обустройства водопропускных каналов только временно.

Впрочем, есть еще одно применение изделиям из металла. Их часто используют для проколов дорожного полотна. Дело в том, что возможность ремонта водопровода, проходящего под дорогой, есть не всегда, поэтому труба расчищается при помощи внешней дренажной системы, позволяющей провести ремонт или качественную очистку системы.

виды оголовков водопропускных труб

Неплохим решением является использование металлических труб в качестве внешнего защитного кожуха, обеспечивающего защиту основного трубопровода. Обычно для этих целей применяются трубы, используемые для армирования стенок буровых скважин.

Чтобы создать надежный и качественный водопропускной канал, лучше всего использовать СМГК – сборные металлические гофрированные конструкции. Согласно общей классификации, обычными трубами такие конструкции не являются – цельная система становится таковой только в том месте, где необходимо выполнить монтаж водопропускных труб.

СГМК имеют массу положительных качеств, которыми обделены простые трубы. Основное достоинство сборной конструкции заключается в возможности обустройства сложных конструкций, которые способны прослужить несколько десятков лет и при этом спокойно переживать воздействие сейсмических сдвигов. Гофрированная дорожная труба, помимо всего прочего, обходится почти на треть дешевле, чем альтернативные варианты.

Конструктивные особенности дрен

Основным конструктивным отличием дренажных труб для отвода грунтовых вод считается наличие или отсутствие перфорации и ее тип. Различают частично и полностью перфорированные трубы-дрены. В первом случае отверстия расположены не на всей поверхности изделия. Во втором они располагаются по всей детали. Такая разница объясняется областью применения перфорированных элементов. Разберем, какие бывают дренажные трубы по типу перфорации.

Виды по типу перфорации

  • 120°. Отверстия расположены в верхней трети изделия. Используются на участках с небольшой влажностью.
  • 180°. Перфорируется половина детали. Применяется в местностях, где количество дождевых и талых вод преобладает над грунтовыми.
  • 240°. Нижняя треть дрены остается целой, верхние трети перфорируются. Используется для отвода воды на склонах и на участках с разными типами грунта.
  • 360°. Полная перфорация. Применяется на территориях с сильным подтоплением.

В зависимости от глубины укладки используются одно- и двухслойные трубы-дрены. Однослойные изделия предназначены для глубин до 3 м. Это модели класса прочности SN2 и SN4. Первые закладываются не глубже 2 м, вторые — на глубину не более 3 м. Двухслойные дрены более прочные, класс жесткости — SN6. Внешний слой изготавливается гофрированным, чтобы лучше противостоять нагрузкам. Внутренний — гладкий, это облегчает движение жидкости.

Трубы-дрены изготавливают в жестком и гибком варианте. Жесткие детали делятся на отрезки длиной не больше 4 м и укладываются при помощи специальных переходников. Они нужны для выполнения поворотов, изгибов, т.п. Гибкие элементы имеют класс жесткости SN8, легко изгибаются в нужном направлении. Укладываются на глубину до 10 м.

Instagram pipelife_ukr


Instagram pipelife_ukr

  • Водоснабжение и канализация

    3 способа устранить и предотвратить засор в наружной канализации

Монтаж водопропускных труб под дорогой

Технология обустройства водоотводных каналов под дорогой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка котлована.
  2. Заливка фундамента.
  3. Укладка трубопровода.
  4. Обустройство дорожной насыпи.

Первым делом необходимо выкопать котлован, размеры которого совпадают с рассчитанными в ходе проектирования. Также важно учитывать грунт, который преобладает на участке – неподходящая почва может помешать обустраивать тяжелую конструкцию. Кроме того, тип грунта напрямую влияет на то, как будут обустраиваться стенки котлована.

Анализ участка

Способ диагностики почвы, на впитывание влаги. Выкопать небольшую яму, глубиной до полуметра и залить водой. Если за сутки вся влага уйдет в грунт, то естественного дренажа будет вполне достаточно. Если же вода осталась на прежнем уровне или понизилась незначительно – необходим дополнительный водоотвод.

До начала работ по установке водоотвода, следует начертить план дренажной системы, рассчитать ее уклон. Это можно сделать с помощью карты, по отмеченным на ней высотным точкам. Если таковой не имеется, понаблюдайте за дождевой водой: куда она стекает, туда и нужно направить водоотвод.

При ровной поверхности участка, глубину закладки дренажа участка, следует постепенно увеличивать по направлению к финальному отрезку дренажа. Если постройки находится на возвышенности, то канавки одинаковой глубины роют в сторону естественного уклона.

Глубина дренажных конструкций устанавливается в соответствии с намеченными задачами. А именно:

  • Для отвода дождевых потоков с участка подойдут неглубокие канавки по 10-15 см.
  • Чтобы обезводить поверхность почвы для улучшения роста цветов и кустарников, нужно выбрать способ засыпного или закрытого типа, при котором глубина дренажа предусмотрена от 40 до 60 см.
  • Если речь идет о благополучии фруктовых деревьев, растущих на чрезмерно влажном участке, то нужно устроить дренаж таким образом, чтобы он отводил излишки воды от корней растений. Для небольших деревьев глубина водоотвода – до 1,2 метров.
  • Защитить фундамент и само здание от негативного воздействия влаги может только закрытая система водоотведения. В этом случае глубина напрямую соотносится с толщиной фундамента: минимальное залегание дренажной трубы – полметра от его подошвы.

Прокладывать дрены нужно вдоль всего периметра территории. Глубина дренажа на участке рассчитывается по уровню промерзания грунта зимой и глубине фундамента здания. Данные представлены в таблицах, ниже.

Как укрепить дренажную канаву?

Укрепить дренажную канаву можно следующими способами:

  • посеять дикорастущие травы на откосы;
  • укрепить бетонными плитам, камнями;
  • создать решетку из бетона или камня, а также посеять травы;
  • закрепить георешётку.

Дренаж дорог

Если прокладка дренажа из специальных лотков будет устанавливаться, то заранее ройте канаву в 10 см, то есть на 5 см выше лотка. Бетонная подушка заливается в 10 см, а затем на неё выкладывают лотки. Но, важно подождать пока бетон застынет. Пространство, которое осталось, подлежит заливке цементом. Далее на лотки накладывается ливневая решетка.

Если вы используете закрытую систему, то ширина должна составлять не менее 30 см, а глубина должна быть достаточной для укладки труб или матов. Далее укладывается материал, засыпается щебнем. Не забудьте про геотекстиль, который способен защитить конструкцию от попадания нежелательного грунта.

VI. Проектирование земляного полотна с частичным выторфовыванием

41. Земляное полотно с частичным выторфовыванием следует назначать в случаях:

а) если плотность торфяной залежи увеличивается по глубине;

б) если на некоторой глубине болота имеется слой высокой пнистости, не позволяющий применить другие типы конструкций земляного полотна;

в) в целях ускорения консолидации основания.

К земляному полотну с частичным выторфовыванием предъявляются те же требования, что и к плавающим насыпям /гл.

42. Минимальная глубина замены торфа качественным минеральным грунтом должна быть такой, чтобы общая толщина насыпного слоя от верха оставляемого слоя торфа до проектной отметки была не меньше, чем это требуется по табл. .

43. Устойчивость основания насыпи против выдавливания при частичном выторфовывании следует проверять по формуле Герсеванова-Пузыревского:

где:Рбез —

величина удельной нагрузки не вызывающая пластических деформаций основания;

В

— ширина насыпи по основанию;

— объемный вес материала насыпи;

— объемный вес торфа в природном состоянии;

hв

— глубина удаления торфа;

j
и С
— угол внутреннего трения и сцепление торфа по лабораторным данным.

44. Величина осадки насыпи с частичным выторфовыванием за счет уплотнения оставшихся слоев торфа определяется так же, как и для плавающей насыпи /п. /.

45. Длительность интенсивной осадки насыпи за счет консолидации грунтов основания определяется так же, как и для плавающей насыпи /п. 82/.

При частичном выторфовывании скорость консолидации основания увеличивается пропорционально квадрату отношения полной глубины болота к мощности удаляемого торфа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]