Как театр начинается с вешалки, так и вход в усадьбу начинается с калитки. Все домовладельцы сталкиваются с проблемой ограждения участка и устройства удобного входа на него. Требования к калитке: удобство в эксплуатации, красота, прочность и надежная защита участка от непрошеных взглядов и гостей, легкость в изготовлении и уходе, долговечность.
Этим требованиям отлично соответствует изделие из профильных труб. Калитка из профильной трубы своими руками послужит предметом гордости хозяина и доказательством его умения мастерить.
Если Вы, наш уважаемый читатель, читаете эту статью, значит, тема устройства калиток и Вам не чужда. Здесь Вы найдете подробное описание технологии монтажа и изготовления калитки из профтрубы. Надеемся, что эта информация принесет Вам пользу.
Плюсы и минусы калиток из профтруб
Калитку из профильной трубы легко монтировать, так как нет закругленных элементов
Конструкция имеет положительные и отрицательные характеристики. Несложное изготовление каркаса и самого полотна, удобный монтаж приводят к тому, что можно сделать калитку из профиля своими руками. Столбы вкапывают в почву, выполнив несложную подготовку дна ямы.
Плюсы конструкции:
- длительный срок службы;
- невысокая стоимость стройматериалов;
- красивый вид;
- устойчивость к коррозии при соблюдении технологии порезки и сварки.
Тонкостенные профильные трубы не обладают прочностью против механической нагрузки, ударов. Стальной каркас способствует распространению звука, а малейшее повреждение защитного покрытия вызывает разрушение металла.
Покраска
Для того, чтобы ваша калитка прослужила долго, и не подвергалась действию коррозии, стоит обработать каркас специальной грунтовкой. Это обеспечит также ровное нанесение краски на трубу. Начинать покраску можно только после того, как грунтовый раствор высохнет. Какое приспособление использовать – решать вам. Это может быть как обычная кисточка так и пульверизатор.
Важно! Избегайте потеков. Нанесите краску в два слоя, чтобы выровнять цвет, но не пытайтесь исправить все за один раз, используя толстый слой краски.
Конструкция строения
Калитки, как правило, делают распашными
Калитка состоит из опор в виде столбов и дверной створки на каркасе, который фиксируется к стойкам с помощью навесов. Для закрывания врезают запоры, замки. Столбы выполняют из кирпича, делают стальные, железобетонные или деревянные. Внутрь монолитных и каменных опор вставляют закладные детали из толстого металла, уголка или прута, чтобы приваривать к ним раму калитки из профтрубы.
Дверь выполняют в виде отдельного прохода в заборе или совмещают с воротами. В этом случае каркас калитки размещают в одной из створок. Если перед двором проходит тротуар, открывание делают внутрь, чтобы не мешать пешеходам. При этом учитывают величину полотна, чтобы было расстояние для полного распахивания створки.
Распашная или раздвижная
Первый вариант относят к недорогим конструкциям, которые проще варить и монтировать. Такая калитка не требует устройства основания для установки направляющих балок, ей не нужен противовес и роликовые элементы. Распашную систему совмещают с воротами и экономят место перед въездом. Внизу полотно подрезают по высоте в местностях с большими снегопадами. Так на открывание не влияет образовавшийся сугроб.
Раздвижные схемы сложнее, т. к. направляющие прогоны чаще ставят внизу, для них требуется ровный фундамент. Есть варианты с устройством консольного передвижения полотна, при котором балку навешивают так, чтобы она не ограничивала высоту пролета, а ролики ставят внутрь каркаса створки. Автоматику ставят на распашные и раздвижные системы.
Достоинства профиля
Калитку можно сделать из уголка, но профиль обладает рядом достоинств. Конструкция из него имеет большой запас прочности. Для такой калитки это качество особенно важно. На нее оказываются не только статические нагрузки, но и динамические при многократных ежедневных открываниях.
Профильная труба недорогая, в сравнении с другими видами металлопроката с такими же техническими характеристиками. При хорошей обработке после сварки конструкция будет служить долгое время.
С помощью квадратов можно изготовить калитку любой конфигурации. Она может быть глухой, зашитой разноцветным прочным профнастилом, плоским шифером, «картами» из листового металла. Калитку украшают элементами ковки или просто обшивают металлической сеткой и отрезками профиля.
Сама конструкция достаточно проста в изготовлении электросваркой.
Две стоевых детали надо сварить с 3-мя поперечинами и зашить профнастилом. Единственная сложность – это обварка и установка петель.
Если у вас получится сварить калитку, то вам станет подвластна сварка ворот и других рамных конструкций для дома.
Есть возможность изготовления калитки без сварки. Детали закрепляют на кронштейнах и болтах. Но сварка – это более надежный и прочный вариант.
Подбор материала
Внешний вид входной группы определяет выбор строительных материалов для опорных столбов и зашивки полотен. Можно сварить калитку из круглой трубы, но на нее неудобно крепить петли, а при соединении углов рамы возникают сложности. Квадратное сечение позволяет избежать подобных трудностей.
Внутреннее заполнение делают из сетки, художественной ковки, такая структура смотрится ажурно, приоткрывает обзор внутреннего пространства двора. Профнастил применяют чаще из-за богатого выбора цвета и рисунка под камень, дерево.
Для полотна используют ячеистый или монолитный поликарбонат, ставят сэндвич-панели. Иногда сочетают кованые элементы с деревянным заполнением.
Характеристики профтруб
Профильными называют трубы, сечение которых отличается от круглого, например, бывает овальное, прямоугольное, квадратное. Для калиток применяют два последних вида. Сырьем является низкоуглеродистая сталь (09Г2С или Ст3Сп). Есть варианты профтрубы из нержавейки.
Характеристики материала:
- прочность и долговечность;
- невысокая стоимость;
- небольшая масса.
Производят изделия методом холодного и горячего прессования прямошовной электросварной трубы круглого сечения. После этого продукцию подвергают контролю и термической обработке для устранения внутренних напряжений. Выпускают трубу сечением от 10х10 мм до 500х500 мм, стенки делают толщиной 1 – 22 мм. В продажу поступают отрезки длиной 6 – 18 м.
Свойства профнастила
Профнастил – это лист прокатной стали. Применяется для покрытия кровель, возведения заборов, обшивки зданий. Широкая сфера применения материала обусловлена его техническими характеристиками:
- прочностью;
- легкостью проведения монтажных работ;
- небольшим весом;
- самой разнообразной цветовой палитрой;
- надежностью в эксплуатации.
Ко всему перечисленному необходимо добавить, что профнастил отличается еще и прекрасными антикоррозийными свойствами.
Чертеж и подготовка
Пример чертежа
На начальном этапе продумывают конструкцию, подбирают материалы и делают эскиз будущего изделия. На чертеже показывают расположение стоек в плане и делают схематическое изображение внешнего вида.
Информация, содержащаяся в эскизе и описании к нему:
- размеры опор, материал изготовления;
- глубина установки в почву с учетом промерзания и стояния грунтовой воды;
- сечение профтрубы для сварки каркаса рамы, размеры полотна;
- укрупненные узлы стыковки элементов;
- описание метода открывания, необходимой фурнитуры.
Оптимальным решением будет калитка из профильной трубы 40 на 20 мм, но точное сечение профиля принимают с учетом нагрузки от заполнения и ширины пролета.
Размеры и форма
Высотой калитку делают по размеру ограды, иногда уменьшают на 15 – 20 см. Ширину принимают в диапазоне 0,9 – 1,2 м. Если делают раздвижную систему, при большой ширине створки выполняют деление на два полотна, которые сдвигаются в разные стороны. Большие размеры калитки утяжелят конструкцию, потребуют мощных петель.
Внутри каркаса вставляют диагональные подкосы, чтобы повысить жесткость и устойчивость к деформациям. Дополнительные детали увеличивают вес, что учитывают при выборе сечения и материала столбов. Диагонали располагают от центра к углам полотна и наоборот. Такие схемы отличаются красивым видом. В другом случае усилители ставят между противоположными углами или выполняют маленькие диагонали по углам рамы.
Распашные варианты
Встречаются два вида – с одной или парой створок. Сами двери могут оформляться в распашных воротах из профнастила либо симметрично, либо быть разносторонними.
Важно! Высота и ширина конструкция не должна превышать два с половиной метра – повышенная парусность затрудняет ручное открытие.
Придание дополнительной жесткости достигается размещением верхней перекладины со шпингалетами. Правда, если установить перекладину на высоте до двух с половиной метров, то грузовые автомобили не смогут въехать на участок.
Необходимые для работы инструменты
Инструменты для установки калитки
Для земляных работ используют штыковую лопату, лом. Переносят песок, щебень, цемент носилками или ведрами, замешивают в бетономешалке. Маленький объем смеси можно приготовить вручную в корыте, мешают совковыми лопатами. Для сваривания калитки из профиля нужна сварка, к ней покупают расходные материалы.
Другие инструменты:
- трамбовка для щебня, песка, электрический вибратор для бетона;
- болгарка с зачистным и отрезным кругом по металлу;
- электрический шуруповерт и дрель;
- уровень, угольник, отвес, рулетка 5 м, керн.
Углошлифовальной машиной (болгаркой) отрезают детали каркаса и диагоналей, с применением шлифовального круга зачищают сварные швы от окалины. В разных случаях могут потребоваться другие инструменты, например, топор, для рубки корней в земле.
Дополнительная отделка
В качестве элементов декора иногда используют готовые или самодельные кованые детали. Они монтируются на каркас после установки профнастила.
Для предохранения запорного механизма и самой калитки желательно смонтировать козырек. Его также можно украсить кованым декором.
Монтировать почтовые ящики на калитку из профнастила нежелательно, поскольку тонкий материал под весом ящика испытывает избыточные нагрузки.
Как правильно сварить калитку
Выбирают место размещения прохода в ограждении с учетом удобного подхода к зданию, ровной местности без уклона. Под раздвижные калитки делают фундамент:
- убирают плодородный слой с поверхности земли на 15 – 20 см;
- роют траншею на ширину и глубину 0,5 м, длина основания будет равна половине длины створки (для полотна 1 м нужно вырыть траншею 0,5 м);
- делают два углубления для установки столбов на глубину 1,3 – 1,5 м, а ширину применяют в 2,5 раза больше сечения стойки или столба;
- выполняют песчано-щебеночную подсыпку, трамбуют;
- сваривают арматуру, укладывают на дно фундамента.
Бетонируют фундамент за один раз, чтобы не делать стыков.
Установка столбов
Масса калитки оказывает влияние на подбор диаметра стоек. При расчете учитывают вес каркаса и заполнителя, навесов, запоров. Столбы калитки не должны визуально отличаться от опорных элементов забора. Единственное отличие состоит в том, что на них будут размещены навесы и запоры.
Опоры ставят так, чтобы по высоте они были немного выше калиточного полотна, а створка была выше уровня земли на 5 – 10 см. Створка со временем может расшатать столб, поэтому его закапывают на глубину не меньше 1 м, при этом нижний конец углубляют в подушку из щебня.
На подземной части наваривают металлические пруты крест-накрест для устойчивости, которые затем бетонируют. Навешивают каркас только через неделю, когда бетон полностью застынет и наберет прочность.
Изготовление каркаса
Чтобы сделать калитку из металлопрофиля, нужно сварить каркас из трубы. Перед порезкой деталей поверхность обезжиривают и очищают специальными препаратами. Наносят антикоррозионное средство. Трубу в углах нарезают под 45°, а Т-образные соединения стыкуют под 90°.
Измеряют ширину изделия между столбами по месту.
Пошаговая инструкция:
- отрезают поперечины и стойки (по 2 штуки);
- перекладины прихватывают точечной сваркой к закладным деталям, учитывая горизонтальность;
- к ним сплошным швом приваривают стойки;
- контролируют вертикальность, прямые углы, ставят навесы.
Открытые торцы труб заделывают герметиком, сваркой или делают пробки, чтобы не попадала влага в отверстия.
Навешивание на столбы
Установка закладных
Для крепления рамного каркаса в столбах бетонируют закладные элементы. В кирпичных опорах аккуратно подрезают кирпич, чтобы села пластина. На один пролет их ставят, как минимум, две штуки. На металлических стойках петли фиксируют к столбам с помощью вертикальных шин из уголка для установки навесов. Сваривать нужно сплошным швом, ведя его по месту стыка.
Бытует мнение, что петли можно фиксировать непосредственно к закладным элементам. Но такие детали не смогут долго выдерживать динамические нагрузки от передвижения створки. Поэтому ставят вертикальную шину. Элемент дополнительно заглубляют в грунт, если вес калиточного полотна большой. Дополнительно приваривают швеллер по низу на ширину от одного столба к другому.
Установка петель
Монтаж петель на шине столба — ответственный момент, которому уделяют внимание. Первой устанавливают нижний навес, при этом делают неоднократную проверку горизонтальности и вертикальности уровнем и перепроверяют отвесом. Предварительно его прихватывают сваркой, а после выверки сваривают сплошным швом.
Второй монтируют верхнюю петлю, при этом соблюдают вертикальную ось установки. Действия ничем не отличаются — контролируют горизонтальность и вертикальность. После окончательной выверки отбивают точки крепления горизонтальных перекладин. Калитка должна открываться в проеме без задержки.
Обшивка и декор
Кованая конструкция
Заполнение из дерева является популярным, т. к. материал относится к категории экологически безопасных зашивок. Древесина горит, уничтожается микроорганизмами, впитывает влагу, поэтому для обшивки требуется обработка перед установкой.
Профилированный профнастил монтировать просто, на его поверхности уже присутствует антикоррозионная защита. Материал легкий с большим выбором вида поверхности.
Ковка представляет собой художественную разновидность металлических деталей отделки. Это долговечная орнаментная вязь, которая сочетается со многими отделками.
Поликарбонат бывает прозрачным и с цветовым оттенком. Материал позволяет рассматривать внутреннее пространств двора в размытых очертаниях.
Покраска изделия
Просто покрасить детали калитки нельзя, т. к. покрытие со временем потускнеет или начнет отходить слоями. Изменения внешнего вида вызывает коррозия под отделочным слоем.
Последовательные действия в процессе окончательной обработки:
- зачистка покрытия с применением болгарки с кругом;
- если на конструктивном металле есть следы строй краски (б/у труба), его удаляют специальными смывками;
- обработка препаратами от ржавчины;
- зачистка наждаком, обезжиривание ацетоновыми растворителями.
Выступивший налет белого цвета удаляют тряпками или губками. После этого на поверхность наносят грунтовочный слой два раза. Ждут высыхания и прокатывают краской с применением валика.
Установка столбов
На размеченных местах в соответствии к плану делают ямки для столбов. Их рекомендуют делать ямобуром. Его за небольшие деньги советуют брать в аренду. По стандартам глубина каждого углубления должна составлять ровно метр. Увеличивать или уменьшать глубину не рекомендуют.
На дно каждой подготовленной ямы засыпается щебень, который будет служить «подушкой» для столба. После чего конструкцию бетонируют цементным раствором. Песок, щебень и цемент берут в пропорции 2:4:1.
Замки для калитки
Врезной замок
Калитка испытывает температурные перепады, воздействие влажности и атмосферы. Особенностью замка является зауженная планка и короткий промежуток от нее до оси запора.
Врезной замок выбирают больше половины пользователей. Навесные замки относятся к категории ненадежных запоров и ставятся на дачах, огородных участках. Реечные запоры включают засов, который передвигается по петлям. Накладной замок надежный, для его монтажа нужна дрель и сварка.
Электромеханические запоры состоят из затворного устройства и щитка управления, для работы потребуется электричество, как и для электронного замка. Радиоволновой замок работает по принципу автосигнализации и трудно взламывается.
Сварка каркаса
Сварку можно сделать первой, а потом ставить столбы, но можно и наоборот. На сварку конструкции много времени не потребуется. На ровной поверхности выкладывают стоевые части и перемычки.
Выставляют их по уровню. Соединяют стоевые и верхнюю перемычку. Ставят по 2 прихватки на каждой стойке с наружной и боковой стороны. Таким же образом прихватывают нижнюю деталь.
Рулеткой замеряют диагональ. Допускается перекос в 2 мм по стороне, но лучше сделать без перекоса. Выставив диагональ, прихватывают с наружной торцевой поверхности стыков. Размечают и прихватывают дополнительную распорку конструкции. Она должна стоять заподлицо с поверхностью стоек.
Обваривают всю конструкцию со всех сторон. Лицевую сторону калитки, на которую будет крепиться обкладка, зачищают болгаркой. Все остальные стыки оббивают молотком и проверяют качество шва сварки.
При больших порах обваривают эти места еще раз. Теперь можно немного зачистить неровности стыков, не нарушая шов. Калиточная конструкция готова.
Необходимо приварить петли на каркас калитки. Это можно сделать и при навешивании ее на столбы, но сварка в нижнем положении обеспечит более качественный шов.
Для сварки, размечают от края конструкции одинаковое расстояние, выставляют петли соосно друг к другу и калитке, прихватывают в нескольких местах. Еще раз проверяют правильность установки петель и проваривают их с двух сторон.
Обшивка
Если вы зашиваете калитку сеткой или прутками, их следует закрепить перед установкой на столбы. При укладке листа профнастила, крепить его следует после выполнения сварки. Профнастил закрепляют на саморезы, шляпки которых закрывают декоративными накладками.
Без качественной сварки калитка долго не простоит. Для надежности обязательно проверяйте заполнение шва металлом расплава.
Перед сваркой проверьте лишний раз правильность установки детали или конструкции в целом. Не торопитесь.
Перед обшивкой листами профнастила, обязательно обезжирьте все поверхности и пройдите сначала грунтовкой, а затем краской, сочетающейся с цветом декоративного покрытия калитки и забора.
Правильно и качественно выполнив все работы по сварке и монтажу калитки, вы получаете бесценный опыт изготовления рамных конструкций.